Меню

«Когда Катя была маленькой, мы купили ей питона». Как воспитывают детей в цирковых семьях

Автор фото: Ирина Смирнова. Иллюстрация: DK.RU

Это история про влияние профессии родителей на жизнь ребенка и про то, как цирковая семья стала предпринимательской. Может, роль сыграл тот самый ген, существование которого мы пытаемся доказать?

Династия Филатовых — самая масштабная из всех проинтервьюированных DK.RU в рамках проекта «Ген уральского предпринимательства». Ее основателем считается Иван Лазаревич Филатов (1873–1956) — советский цирковой артист, дрессировщик, укротитель львов, один из создателей системы зооцирков в стране. У него было 13 детей и все они нашли свое призвание в цирке, только в разных жанрах.

Валентин Иванович Филатов (1920–1979) — его сын, советский российский артист цирка, дрессировщик, народный артист СССР, родился в Свердловске. Всемирную известность ему принес аттракцион «Медвежий цирк», созданный в 1949 г. В 1991 г. имя Валентина Филатова присвоено Свердловскому госцирку.

Герои этого интервью: Игорь Филатов — внучатый племянник Валентина Ивановича, жена Игоря Ольга и их дети — Екатерина и Мария. До закрытия екатеринбургского цирка на глобальный ремонт у них была цирковая студия, где обучалось около 200 детей и состояло в штате 12 педагогов. Дети с малых лет получали здесь настоящее предпрофессиональное образование, потому что по достижении определенного возраста уже работали в цирковых труппах за зарплату настоящих цирковых артистов.

Сейчас, когда цирк закрыт, студия временно прекратила существование, потому что для нее необходимо специальное помещение. Но Филатовы не перестали заниматься любимым делом. Они строят свой собственный цирк с манежем, чтобы продолжить работу студии, и открыли «Резиденцию цирка Арлекино», где показывают представления для школьников.

Мы решили пригласить их в наш проект под впечатлением от их истории, от того, как они умеют держать удар. Это та черта характера, о которой чаще всего говорили многие наши спикеры. 

Однако сами Филатовы считают, что практически никому из них не присущи бойцовские качества, кроме Ольги, в характере которой есть способность генерировать непростые решения и мотивировать всю семью их преодолевать.

Сейчас цирк для вас — это бизнес?

Игорь Филатов: Да, как у многих предприятий, у нашего есть разные направления деятельности: выездные цирковые программы, разнообразные программы для школьников (проходят в «Резиденции цирка Арлекино») и еще экскурсионно-туристическое направление.

Туристическое направление возникло давно, с экскурсий за кулисы цирка. Пока мы работали там, знакомые часто просили показать и рассказать, как все в цирке устроено. Мы изучили вопрос и начали организовывать платные экскурсии. Потом выяснилось, что есть необходимость расширить экскурсионное направление, и мы стали возить детские группы на предприятия, за кулисы театров и так далее.

К следующей осени планируем достроить и открыть собственное помещение для занятий по цирковым жанрам, чтобы продолжить работу детской цирковой студии.

То есть вы не гастролируете, как другие цирковые семьи?

Ольга Филатова: Сейчас мы не ездим по России, а гастролируем в пределах Екатеринбурга, областных детских оздоровительных лагерей и санаториев. Нередко работаем на городских праздниках и Днях городов. Но раньше выезжали за пределы области и страны.

Цирковые программы формируются в Москве компанией Росгосцирк. Две программы семьи Филатовых работают с животными — одни с медведями, вторые с экзотической группой животных. И еще одна уникальная программа вышла из династии цирковых артистов Филатовых — это дрессировщики слонов Корниловы. Встречаемся не часто, примерно раз в пять лет, когда кто-нибудь приедет с программой в Екатеринбургский цирк, или в Нижнетагильский.

Артисты цирка зачастую готовят свой номер и могут его показывать всю жизнь. Чтобы не наскучить зрителям, им приходится возить его по разным местам — гастролировать. А головная компания в Росгосцирке формирует программы. В течение всей своей жизни цирковые семьи ездят по стране. У них есть график, по которому они перемещаются. Это называется цирковой конвейер. Он сформировался еще в 1950-х гг. Программы из Москвы идут до Дальнего Востока одна за другой, а потом обратно. Все стационарные цирки в СССР были построены вдоль этого маршрута.

Вы занимались историей семьи?

Катя: Династию Филатовых начали артисты, которые ходили с медведями на ярмарках и показывали представления. Предков удалось отследить до середины XVII в. У нас очень много родственников, которые работают в цирке. Мы общаемся, они часто приезжают в Екатеринбург. Многое о нашем прошлом удалось поднять именно благодаря родственным связям — через разговоры, личные записи, книги, газеты, журналы, которые сохранились в семейных архивах.  

Как удалось заинтересовать детей цирком? Или у них не было выбора?

Ольга: Вообще в цирковых династиях дети хочешь не хочешь всегда с родителями. Но мы не гастролируем, у нас такого не было. После школы они получили нецирковое высшее образование: Катя — специалист по работе с персоналом, дипломированный режиссер и зоопсихолог, Маша — экономист, закончила Высшую школу кино и телевидения Останкино.

Наша детская студия «Арлекино» появилась в Екатеринбургском цирке, когда родилась Маша, — 28 лет назад. Девочки попробовали себя в разных жанрах цирка — занимались тем, что им нравится. Мы их не неволили.

Екатерина и Мария Филатовы

В студии была такая система, что по достижении 14 лет воспитанники по договору устраивались работать в цирк. Нашим детям было интересно — они тоже устроились. Так у них появились карманные деньги. Со временем увлечение цирком переросло в профессию.

Катя: Я начинала работать в ростовой кукле и выступала с номером с мыльными пузырями.

Ольга: Да, а когда Катя была совсем маленькой, мы купили ей питона и предложили сделать номер. Она начала выходить на сцену с питоном, когда ей было шесть лет. 

Катя: Я очень волновалась. Помню, как мы ехали в автобусе, а папа говорил: главное, чтобы руки обязательно были теплые, и я беспрестанно их грела.

Игорь: Питон быстро вырос, и Катя уже не смогла его поднимать и танцевать с ним, поэтому он уехал жить в зоопарк.

Цирк — это такая штука, он затягивает, и потом, взрослея, ты неожиданно понимаешь, что не можешь без него. Ты выходишь на манеж, тебе аплодируют, показывают по телевизору, здесь у тебя появляются первые друзья. Начать жить обычной жизнью, когда у тебя было все это, тяжело. Многие артисты говорят, что от цирка им просто никуда не деться.

Для ребенка все играет еще большую роль — и то, что ты в своем роде уникален, и то, что ездишь на гастроли и тебе аплодируют, и то, что получаешь деньги, а родители разрешают покупать что угодно. Плюс у тебя есть поклонники. Все это в совокупности влияет на выбор будущей профессии.

Маша: Деньги были лишь приятным дополнением к цирковой деятельности. Мы готовы были выступать и бесплатно, лишь бы была возможность показать себя. Выход на манеж — это всегда радость. А причастность к настоящему большому цирку давала стимул развиваться. Я помню, что в детстве мы каждый день приходили в цирк, независимо от того, есть тренировка или нет.

В подростковом возрасте детей становится сложно контролировать. Цирк может быть защитой от негативного влияния внешнего мира?

Катя: В цирке всех видно, и в принципе да, контролировать проще, но мама все время отправляла нас куда-то «наружу», чтобы мы пошли гулять, нашли себе друзей где-то еще, вне цирка. А мы все равно были зациклены на школе, репетиторах и на цирке, а по выходным, честно, хотелось просто отдохнуть.

Игорь: Когда девчонки были подростками, мы много ездили на разные фестивали в Европу. Было особо некогда за ними следить они всегда были рядом.

Катя: Как раз тогда мы заложили основы нашего проекта «Клоунская мастерская» и у нас в репертуаре появились все те мероприятия, которые мы сейчас проводим: у Маши цирковой номер с хула-хупами, а у меня — клоунада и дрессура.

Какие духовные ценности в цирковых семьях передаются детям?

Маша: Само по себе воспитание здесь не бизнесовое, цирк — это не про рынок. Здесь культура больше клановая и на первом месте связь между поколениями, умение дружить и поддержка тех, кто рядом.

Игорь: В российской провинции считается, что цирк — это детское развлечение. За границей и в московских цирках не так: там бывает, что в зале вообще нет детей. Мы же здесь работаем в основном с детьми. И видим, насколько традиционные ценности важны и насколько их отсутствие плохо сказывается на детях. Бывают очень невоспитанные дети, настроенные агрессивно ко всему окружающему миру.

Непреднамеренно воспитание наших собственных детей часто сводилось к тому, что мы говорили им — нельзя вот так себя вести. И даже когда в очередной раз видели испорченного ребенка, уже не говорили ничего — все молча понимали, что так нельзя.

Ольга: В цирке дети, родители, бабушки и дедушки делают одно дело, все видят друг друга и дети растут на глазах у всех, всегда под присмотром.

Маша: Мы всю жизнь вместе, что раньше в цирке, что сейчас. В других семьях каждый сам за себя. У нас с родителями все общее — и работа, и выходные.

Какие качества личности важны в цирке, наверное, все цирковые артисты экстраверты?

Маша: Мы все под маской, а все клоуны — 100% интроверты. У нас могут быть любые проблемы, но мы все равно выходим на манеж с улыбкой — мы все умеем скрывать эмоции. Потому что не можем показать их детям — они приехали в цирк за радостью. В цирке мы открытые и эмоциональные, а жизни мы вообще не такие.

Игорь: Самые мрачные, скучные и необщительные люди в цирке — это клоуны. Об этом, кстати, много кто писал в мемуарах.

Бойцовские качества пригождаются в цирке?

Катя: Брать новые вершины и развиваться в своем номере хочется всем.

Ольга: Катя — художественный руководитель нашего цирка, ей волей-неволей приходится развиваться, придумывать новые программы и взаимодействовать с новыми артистами. На этом поприще места для развития — выше крыши.

Игорь: У нас у всех, кроме артистических специальностей, есть еще и обычные. Маша ведет бухгалтерию, Катя занимается творческим процессом и подбором персонала.

А насчет бойцовских качеств, у нас только Ольга Викторовна обладает этим даром: она находит какие-то ранее неведомые нам трудности, которые впоследствии нам всем приходится преодолевать.

Ольга: Сначала я говорю им, что у меня появилась такая-то идея и ее надо осуществлять. Они отказываются, но потом мы все-таки это делаем, а я придумываю новые барьеры для роста.

Есть ли минусы у семейного бизнеса?

Катя: Бывает тяжело в период крупных кампаний типа новогодних, когда мы работаем с утра до ночи и у всех накапливается усталость. У всех свои обязанности, но иногда случается сбой. Тем не менее все приходит и уходит, а мы по-прежнему семья.

А плюсы?

Катя: Можно друг на друга положиться. Доверие и поддержка — главный плюс семейного бизнеса.

Читайте также на DK.RU: «Уральца вдолгую не переиграть». Есть ли ген уральского предпринимательства?