Меню

Сначала замрет, но потом восстановится: что будет с рынком лизинга в 2025 году

Иллюстрация: сгенерировано с помощью нейросети Stable Diffusion.

Потенциал для развития представители компаний видят сразу в нескольких сегментах и новом инфраструктурном нацпроекте. Но многое будет зависеть от уровня ключевой ставки.

Предварительные итоги года на рынке лизинга — скорее тревожные, чем оптимистичные. Из-за повышения ключевой ставки бизнес стал осторожнее инвестировать в обновление парка транспорта и техники. А нагрузка на действующих лизингополучателей по обслуживанию долга возросла.

По данным аналитиков «Эксперт РА», объем нового бизнеса на рынке лизинга по итогам трех кварталов текущего года достиг 2,63 трлн руб., что на 6% выше аналогичного показателя прошлого года. Однако рост в третьем квартале был обеспечен лишь благодаря нескольким крупным сделкам.

DK.RU опросил руководителей лизинговых компаний о ситуации в отрасли и о том, как они к ней адаптируются.

Старые и новые драйверы розницы

Уже традиционно одним из драйверов рынка выступил автомобильный сегмент. Во многом рост был обеспечен за счет легкового автотранспорта — тенденция связана с изменением структуры рынка, в том числе с растущим импортом моделей китайских производителей.

При этом продажи грузовых автомобилей в этом году оказались ниже прошлогодних, отмечает гендиректор компании «РЕГИОН Лизинг» Рустем Мухамедов: 

— Из-за высокой ключевой ставки не все автотранспортные компании справляются с лизинговыми платежами. Небольшие компании, которые занимаются автомобильными грузоперевозками, начинают отказываться от грузовиков в лизинг из-за роста их стоимости и переходят на аутсорсинг. Ситуацию усложняют новые ставки утилизационного сбора, вступившие в силу 1 октября, — в результате некоторые компании стали переключаться на аренду подержанной техники.

В прошлые периоды еще одним драйвером был сегмент дорожно-строительной техники. Ранее спрос на нее поддерживался масштабными инфраструктурными проектами и жилищным строительством. Однако часть крупных инфраструктурных проектов сейчас входит в завершающую стадию, а темпы строительства жилья сокращаются.

При этом, как отмечает коммерческий директор компании ТаймЛизинг Кузьма Еременко, у клиентов возникает интерес к приобретению недвижимости в лизинг:

Это можно объяснить более гибкими условиями оплаты в по сравнению с традиционными банковскими кредитами — в частности размером первоначального взноса. Компании получают возможность проводить лизинговые платежи как расходы, что способствует снижению налогооблагаемой базы. Кроме этого, возможность ускоренной амортизации уменьшает налог на имущество. Мы внимательно отслеживаем эти тенденции, наращиваем компетенции и вырабатываем новые подходы для работы с клиентами в данном сегменте.

Сохраняется высокий спрос на лизинг оборудования — в нем особенно заинтересованы малые и средние предприятия, которые сталкиваются с ограничениями капитала. Лизинг позволяет им использовать дорогостоящие активы без высоких первоначальных затрат.

Благодаря индивидуальному подходу ТаймЛизинг к каждому клиенту с учетом специфики ведения их бизнеса, доля такого сегмента, как лизинг оборудования, в общем объеме нового бизнеса компании выросла на 6 процентных пунктов, — отметил Кузьма Еременко. — Если говорить о результатах в целом, за 9 месяцев текущего года оборудование вошло в топ-3 самых востребованных предметов лизинга в нашей компании (18%). Выше спрос был только на грузовые транспортные средства (34%) и самоходные машины (33%).

Региональный директор уральского дивизиона компании Интерлизинг Иван Савченко сообщил, что его компания фиксирует высокий спрос в сегменте оборудования и строительной техники со стороны подрядчиков и субподрядчиков, выполняющих работы по госконтрактам:

— Сейчас производственные компании замещают ушедшие с рынка товары, удовлетворяют растущий внутренний спрос, для чего нужно обновлять основные средства. На Урале сегмент оборудования по итогам трех кварталов вырос на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

 

Рост корпоративного сегмента тормозит не только ставка

Крупные предприятия имеют больше пространства для маневра, поэтому могут реализовывать инвестиционные планы. Однако, как отметил Иван Савченко, в нынешних экономических условиях они сдержанно подходят к инвестпроектам.

Рустем Мухамедов подтверждает, что для корпоративного сегмента лизинга характерны сложные и капиталоемкие проекты, при этом лизингополучатели очень чувствительны к макроэкономической конъюнктуре в целом и ставке в частности:

В случае ухудшения условий такие клиенты замораживают свои инвестиции, оставляя только самое необходимое. Также рост сегмента тормозят такие факторы, как влияние санкций и сложность импортозамещения. На замещение технологий и производство отечественного оборудования требуется время. Не всегда получается оперативно заместить оборудование китайскими аналогами, так же, как это произошло в автосегменте.

За 9 месяцев текущего года железнодорожный сегмент показал рост, но за счет одной крупной сделки — без ее учета динамика в сегменте была бы отрицательной. Сейчас многие компании вынуждены пересматривать свои инвестиционные программы, откладывать приобретение новых вагонов, говорит гендиректор «РЕГИОН Лизинга»:

Оказывают влияние и эксплуатационные параметры. Достигнут минимум погрузки за последние несколько лет, ухудшился показатель оборота вагона. Снижение оборота операторы компенсируют количеством используемых вагонов — это поддерживает спрос, особенно на новые специализированные вагоны. Поддержку спросу также оказывают продолжающиеся циклы замещения старых вагонов новыми. При этом темп производства вагонов опережает динамику их списания, поэтому общий парк вагонов на сети продолжает расти, происходит формирование профицитного парка.

Лизингодателям приходится адаптироваться

По словам Рустема Мухамедова, за последний год изменения в портфеле его компании были минимальными — более 50% по-прежнему приходится на сегменты оборудования и спецтехники. Однако в связи с текущей экономической конъюнктурой условия лизинговых сделок стали меняться:

Рост ключевой ставки увеличивает нагрузку лизингополучателей по обслуживанию долга. Стремясь снизить эту нагрузку и выполнить планы по модернизации, часть клиентов идет на сокращение срока договора лизинга и увеличение суммы аванса. Это уменьшает размер ежемесячных платежей.

В свою очередь коммерческий директор ТаймЛизинг рассказал, что экономические изменения мотивировали компанию к проведению ревизии лизингового портфеля — чтобы снизить риски и оптимизировать его структуру с упором на качество.

Кузьма Еременко отметил, что портфель фондирования компании включает более 30 банков:

В первом полугодии 2024 г. банковский рынок был достаточно стабилен и позволял планировать фондирование на долгосрочную перспективу. Постепенный рост ключевой ставки и сохранение спредов к ней со стороны банков оставались на приемлемом уровне, что давало возможность наращивать объем нового бизнеса и закрывать потребности клиентов. На текущий момент рынок перестраивается на плавающее ценообразование, что является достаточно новым условием финансирования на рынке лизинга. В перспективе это позволит клиентам снизить финансовую нагрузку при понижении ключевой ставки.

Большая часть клиентов ТаймЛизинг — субъекты МСП. Для них компания внедрила продукт с плавающей ставкой — чтобы они могли закрыть свои потребности здесь и сейчас, не ожидая нормализации ситуации.

На аналогичный шаг пошли и в ИнтерЛизинге, поделился Иван Савченко:

Интерлизинг остается одной из самых быстрорастущих компаний. Нам удалось адаптироваться и разработать актуальные продукты, которые дают бизнесу возможность развиваться даже в условии высоких ставок. Наши клиенты имеют возможность заключить договор с плавающей ставкой и пересмотреть его условия в случае смягчения денежно-кредитной политики или же зафиксировать ставку на срок лизинга, что актуально при краткосрочных договорах.

Прогнозы на 2025 год

Потенциал для роста в 2025 г. участники рынка видят сразу в нескольких сегментах. По словам Рустема Мухамедова, в их числе — грузовой транспорт, строительная и спецтехника. Рост потребности в складских и производственных помещениях придаст импульс лизингу недвижимости. Также значимую поддержку рынку должен оказать новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» — он станет продолжением дорожного и жилищного национальных проектов, которые завершаются в этом году.

Кроме этого, в среднесрочной перспективе мы внимательно следим за сегментом железнодорожной техники, — пояснил руководитель «РЕГИОН Лизинга». — Объемы грузоперевозок будут продолжать расти, что создаст дополнительный спрос на вагоны повышенной грузоподъемности и новые типы вагонов. Продолжение тренда контейнеризации грузов будет способствовать спросу на платформы для перевозки контейнеров и строительству дополнительных транспортно-логистических центров. Также продолжится процесс обновления текущего парка подвижного состава с учетом прогнозируемого выбытия вагонов по сроку службы.

Не удовлетворен спрос в новых станках и производственном оборудовании, потребность в которых возникла на волне импортозамещения. Хороший потенциал эксперт видит в сегментах телеком-оборудования, фармакологического и пищевого оборудования, а также оборудования для сферы энергетики, где активно реализуются программы модернизации.

Что касается общей динамики рынка, то определяющим фактором будет уровень ключевой ставки. Имеющиеся прогнозы пока не дают оснований говорить о росте рынка лизинга в следующем году. Мы ожидаем динамику, как в текущем году, то есть снижение в пределах 10-15%, — заключил Рустем Мухамедов.

Новые перспективные сегменты, как уже отмечалось ранее, — это проявление интереса клиента к лизингу недвижимости — компания уже внедряет свои решения на этом рынке совместно с застройщиками и риелторами.

Основной фокус в следующем году —  нормализация показателей и сохранение текущего лизингового портфеля клиентов. В этом нам поможет адаптация графиков платежей под потребности рынка, а также работа с опцией «Плавающая ставка». Отмечу, что в рамках финансовой турбулентности рынка важно оперативно реагировать на изменения, чтобы сохранить стабильность и находить новые возможности развития для компании, — отметил Кузьма Еременко.

В Интерлизинге также смотрят в будущее с оптимизмом:

В 2025 год на Урале мы входим с командой сильных руководителей и менеджеров. Ожидаем замирания рынка в первом полугодии и постепенное восстановление предпринимательской активности во втором полугодии, — говорит Иван Савченко.

Ранее на DK.RU: Новые факторы роста. ТОП-9 лизинговых компаний Екатеринбурга