У грузоперевозчиков растут расходы на обслуживание лизинговых платежей и зарплаты водителям. При этом тарифы с начала года снизились на 13%. Все это подталкивает игроков сворачивать бизнес.
В следующем году рынок автомобильных грузоперевозок могут покинуть 10–15% компаний. Об этом заявила генеральный директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи, пишут «Известия»
С начала года издержки перевозчиков выросли примерно на 30%. Прежде всего это расходы на лизинговые платежи, приобретение запчастей и обслуживание транспорта, покупка топлива. Одновременно тарифы на грузоперевозки снизились на 13%, — рассказала она.
По словам гендиректора НАПИ, из-за роста ключевой ставки размеры лизинговых платежей за автомобили стали неподъемными для бизнеса:
Сейчас примерно 17,5 тыс. грузовых автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток. Компании просто не в состоянии обслуживать резко выросшие лизинговые платежи и предпочитают сокращать часть своих автопарков, — отметила Татьяна Арабаджи.
Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль подтверждает, что свыше 16 тыс. единиц техники, оформленной в лизинг, было возвращено. Причем причина не только в высоких платежах:
Значительная доля грузовиков на рынке — это китайские модели. И с учетом особенностей их конструкции нередко их остаточная лизинговая стоимость оказывается ниже реальной рыночной цены на них. Проще говоря, такие машины теряют в цене заметно быстрее, чем их европейские аналоги. Это также способствует досрочному возврату техники лизинговым компаниям, — говорит он.
Президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин отмечает, что рост издержек уже сейчас вынуждает некоторых перевозчиков задуматься о прекращении бизнеса или о его переориентации:
Многие члены нашей ассоциации открыто говорят, что работают на грани рентабельности. Рост ключевой ставки, повышающий лизинговые платежи, вполне может стать той последней каплей, которая вынудит перевозчиков свернуть бизнес.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает неизбежным рост тарифов на перевозку при уходе с рынка определенной части игроков. В итоге это повышение будет заложено в розничную цену каждой пачки йогурта или батона хлеба, уверен он:
Обновлять крайне старый грузовой парк с нынешними запредельными лизинговыми и кредитными платежами практически нереально. При этом поддерживать старую технику в более или менее приличном состоянии гораздо дороже, чем обслуживать новую. Сэкономить на зарплате водителям не получится — на них и так сейчас огромный дефицит.
Ранее DK.RU рассказывал, что 30% грузовых автоперевозчиков заявили о рисках банкротства в 2025 г. Из-за растущих расходов по лизинговым платежам и на обслуживание грузовиков многие компании предпочитают уходить в тень и экономить на налогах. Например, перевозчики оформляются как самозанятые. Так, серый сегмент рынка автоперевозок оценивается в 65–70%, официальную деятельность по грузоперевозкам ведет порядка 30–35% игроков отрасли, отмечали ранее эксперты. Вместе с тем выдачу серых зарплат практикуют более 50% транспортно-логистических компаний.
Представители отрасли просят власти внести поправки в закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», чтобы перевозчиком могло выступать предприятие с водителем в штате и транспортным средством во владении.