Глава совета директоров СКБ Контур — о растущей конкуренции на рынке, судьбе «Контур-Парка» и о смыслах, которые отличают ИТ-компании в регионах от московских.
В 2024 г. победителем премии «Делового квартала» «Человек года» стал председатель совета директоров компании СКБ Контур Дмитрий Мраморов. В кулуарах лауреаты и гости премии отмечали, что награда более чем заслуженная. В последние годы Контур стал одним из крупнейших разработчиков программного обеспечения по всей стране, а еще серьезно вложился в развитие ИТ-отрасли и ИТ-образования на Урале.
В интервью DK.RU Дмитрий Мраморов рассказал, удалось ли компании преодолеть дефицит кадров, будет ли дальше развиваться «Контур-Парк» и зачем IT-разработчик поддерживает Федора Конюхова.
«Наш рынок был слишком специфичным для западных компаний»
По словам Дмитрия Мраморова, на развитие российского ИТ-рынка сегодня влияют две ключевые тенденции. Помимо дефицита кадров, с которым сталкиваются все отрасли, это еще и уход западных вендоров, многие из которых выстраивали свою работу в России с 1990-х гг.
— Безусловно, благодаря этому у российских разработчиков программных продуктов появились новые возможности для развития. Но нужно учитывать, что в разных секторах ситуация отличается: где-то западные компании доминировали, а где-то они практически не были представлены.
А для Контура уход западных компаний открыл окно возможностей?
— На нас эта ситуация оказала минимальное влияние. Мы сосредоточены на рынке прикладного программного обеспечения для ведения бизнеса. Он достаточно специфичный — требует глубокого погружения в бизнес-процессы российских компаний, понимания их запросов. Международным корпорациям по понятным причинам это сделать сложнее. Поэтому наш рынок программного обеспечения для ведения бизнеса всегда занимали российские компании. У нас есть глубокая экспертиза, и именно поэтому процесс импортозамещения мы начали задолго до того, как это стало трендом и термин стал широко использоваться в России.
Есть два направления, где тренд на импортозамещение оказался нам на руку.
- Во-первых, это рынок видеоконференцсвязи, где мы развиваем «Контур.Толк». Другие отечественные компании тоже занялись разработкой подобных решений. Однако, по данным исследований, мы видим, что российский бизнес не спешит переходить на отечественные программные продукты — более половины российских компаний продолжают использовать Zoom, несмотря на то, что у них больше нет возможности оплачивать этот сервис привычными способами.
- Второе направление, где ощущается уход западных вендоров, — все, что связано с информационной безопасностью. В России есть чем заменить эти решения. У Контура такие продукты тоже есть.
Если говорить о других сегментах, которые наиболее существенно пострадали от ухода западных игроков, — это сфера электроники, рынок тяжелых корпоративных систем, таких как SAP, это программное обеспечение для проектирования и строительства. В этих сегментах российских аналогов достойного качества пока нет. Они, безусловно, появятся, но на это потребуются годы и довольно серьезный объем инвестиций.
Контур все чаще называют «уральским Google». Можно ли сегодня говорить о том, что вы конкурируете с крупнейшими компаниями страны вроде Яндекса?
— Я думаю, когда нас с чьей-то легкой руки впервые назвали «уральским Google», имели в виду не специфику компании, а масштабы. На самом деле на Google и Яндекс мы не похожи — у нас разные бизнес-модели и продукты.
Если говорить о наших конкурентах на текущих рынках, нас корректнее сравнивать с 1С и ее дочерними компаниями. Других конкурентов в этом сегменте не очень много — в качестве примера также могу назвать ярославскую компанию Тензор и еще несколько московских фирм поменьше.
А если говорить о решениях для автоматизации, серьезную конкуренцию нам составляют крупнейшие банки страны. Несмотря на то что это не основное направление их работы, они тоже развивают свои экосистемы, выходят на рынок решений для бизнеса, экспериментируют и предлагают различные сервисы.
В условиях растущей конкуренции в России задумывались ли вы о выходе на зарубежные рынки?
— Сейчас мы не ставим перед собой такую задачу. Мы с коллегами внутри компании много раз обсуждали этот вопрос, но пока не пришли к единому решению. В настоящий момент российский рынок развивается не только в сегментах, где мы уже заняли свою нишу, но и появляются новые потребности клиентов, которые мы можем закрывать. И у нас нет ощущения, что на российском рынке мы сделали все, что могли.
При этом у компании есть несколько продуктов, которые обладают экспортным потенциалом, — это Контур.Толк, Контур.Отель, продукты, связанные с информационной безопасностью. В качестве эксперимента такие продукты продаются за границу. Но системная работа в этом направлении пока не ведется.
«Важно, чтобы талантливые ребята не уезжали из региона»
Сегодня ИТ-компании и финтех конкурируют не только за клиентов, но и за кадры. Спрос на квалифицированных разработчиков в отрасли растет последние 10 лет. Как отмечает Дмитрий Мраморов, если раньше программисты устраивались преимущественно в ИТ-компании, то сейчас свои подразделения разработчиков появились в банках, крупных торговых сетях, на производственных предприятиях.
ИТ-отрасль дольше и активнее других работает над решением кадровой проблемы. Как вы можете оценить результаты этой работы — найти сотрудников стало проще?
— Мне сложно говорить о том, что стало проще искать сотрудников, потому что потребность отрасли в специалистах каждый год растет и изменяются требования. Но растет и престиж профессии разработчика, зарплаты. И нам, в отличие от коллег из других отраслей, немного проще — перед выпускниками профильных факультетов не стоит вопрос о том, работать по профессии или идти в курьеры.
Конкуренция за специалистов остается высокой. Сегодня многие крупные компании занимаются внутренней разработкой: у кого-то созданы собственные ИТ-подразделения, а у некоторых холдингов — целые дочерние компании. И если в доковидные времена люди в основном оставались в регионе, потому что многие не были готовы к переезду в Москву или Санкт-Петербург, то сегодня, с учетом возможностей удаленной работы, ситуация выровнялась и региональным компаниям стало сложнее.
Поэтому если бы мы в свое время не начали сотрудничать с университетами и не начали бы поддерживать талантливых ребят, которые делают первые шаги в программировании, — сегодня кадровые проблемы были бы для нас более серьезными.
Пять лет назад вы запустили в УрФУ собственную программу бакалавриата — «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Насколько этот проект оправдывает ожидания компании, ее финансовые и временные затраты?
— За пять лет ФИИТ стал одним из самых высокобалльных направлений подготовки в УрФУ — в этом году проходной балл составил 277 баллов, набор вели на 95 бюджетных мест. То есть к нам поступают не просто отличники, а отличники с плюсом — это весьма достойный показатель для любого федерального вуза.
Мы считаем этот проект успешным не только потому, что каждый год сюда поступают более 100 талантливых ребят с запредельными знаниями. Очень ценно, что нам удалось привлечь партнеров из отрасли и совместно с университетом реализовать индивидуальные образовательные траектории. Ребята выбирают те курсы, которые им интересны, и получают более глубокие знания по темам, которые им близки и важны. Кроме этого, мы видим, что выпускники ФИИТ востребованы — уже на втором курсе многие из них начинают стажироваться по профессии, отдельная задача, которую мы решаем, чтобы ребята доучились, прошли полный курс подготовки.
Хочу подчеркнуть, что ФИИТ — это не программа подготовки будущих сотрудников СКБ Контур. Мы не ставим перед собой задачу готовить кадры только для себя.
Для нас важно создать условия, чтобы талантливые ребята не уезжали учиться в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а оставались здесь, в Екатеринбурге. И, как мне кажется, мы неплохо справляемся с этой задачей.
Есть ли у вас планы по запуску других подобных проектов — например для подготовки менеджеров или маркетологов?
— На самом деле мы сотрудничаем не только с Институтом естественных наук и математики, на базе которого создан ФИИТ, но и еще с тремя институтами УрФУ. В их числе — Институт радиотехники и информационных технологий, где также готовят разработчиков, и мы делимся с этим институтом своими учебными программами, курсами, технологиями.
Мы сотрудничаем и с Гуманитарным институтом УрФУ, где запустили партнерскую программу магистратуры «Цифровая гуманитаристика» — здесь готовят аналитиков данных, маркетологов, менеджеров. Кроме этого, сотрудничаем с Институтом экономики и управления — являемся партнером направления «Бизнес информатика».
Контур уже построил две очереди своей штаб-квартиры на Широкой речке. Планировалось, что строительство продолжится и на этой территории появится полноценный «Контур-Парк» — с офисами, скалодромом, площадками для спорта и отдыха. Но в последние годы о проекте ничего не слышно. Не отказались ли вы от этих планов?
— Нет, мы по-прежнему полны решимости построить «Контур-Парк». После того как мы запустили вторую очередь в 2020 г., возникла пауза. В числе прочего она связана с пандемией коронавируса — как вы помните, в то время компании перешли на удаленную работу, и мы до конца не понимали, вернутся ли сотрудники в офисы. Сейчас понимаем, что офисы все-таки нужны.
В ближайший год мы рассчитываем завершить работы по проектированию, и в конце 2025 — начале 2026 г. приступить к строительству объектов.
Что планируете построить в первую очередь?
— Безусловный приоритет для нас — офисные здания, где могли бы разместиться разработчики и продуктовые команды. К сожалению, сейчас в Екатеринбурге, как и в других регионах страны, предложение на рынке офисной недвижимости крайне ограниченно — очень тяжело арендовать или купить качественные офисные помещения. Поэтому проект «Контур-Парка» мы считаем стратегически важным и будем им плотно заниматься.
Сейчас СКБ Контур — федеральная компания. У вас работает около 12000 сотрудников, и только половина в Екатеринбурге. Не планируете ли вы в этой связи переносить штаб-квартиру компании в Москву?
— Таких планов у нас нет. Штаб-квартира на Урале не мешает нам чувствовать себя федеральной компанией и при необходимости решать рабочие вопросы с федеральными органами власти или московскими компаниями.
Нам комфортно жить и работать в Екатеринбурге. Сейчас у СКБ Контур есть несколько офисов в городе, и время в дороге между ними не превышает 15-20 минут. В Москве возможностей такого быстрого передвижения нет. А чтобы построить большой офисный комплекс в одном месте в Москве, нужно быть Сбербанком или Газпромом.
Ну и, конечно, мы гордимся тем, что мы уральцы и развиваем бизнес на Урале и по всей стране.
«Для региональных компаний важны смыслы»
На церемонии награждения лауреатов премии «Человек года» многие высказывались о том, что ген уральского предпринимательства существует.
А вы согласны с этим суждением?
— Я не уверен, что на этот вопрос можно ответить однозначно. В этом смысле я бы обратился к писателю Алексею Иванову, который сформулировал правильную мысль о том, что на Урале люди проявляют себя через труд, и труд для них является большой ценностью. Если говорить о трудолюбии как о черте, которая отличает уральских предпринимателей от других, — с этим я, наверное, соглашусь. Есть у нас и некоторые черты характера, обусловленные достаточно непростыми климатическими условиями. Для многих из нас крайне важен аспект доверия и обязательности — важно быть уверенными в том, что человек сдержит слово и выполнит то, что пообещал.
Но почему мы считаем, что своего гена предпринимательства нет в других регионах — например в Москве, в условной Воронежской области? Возможно, мы ближе друг к другу, чем нам порой кажется.
А уральские ИТ-компании что-то отличает от ИТ-компаний из других регионов?
— Я думаю, здесь корректнее говорить не об уральских ИТ-компаниях, а об ИТ-компаниях, базирующихся в регионе. Так сложилось, что в Москве базируются компании, которые в большей степени ориентированы на рост доходов, которые ставят прибыль во главу угла. Это неплохая черта, если в какой-то момент не начинает страдать качество продукта, который производит компания.
Для региональных ИТ-компаний важны не только финансовые показатели, но и смыслы, которые они несут. Многие задаются вопросами о своем предназначении и миссии. Эти смыслы, как правило, закладываются основателями или руководителями и поддерживаются коллективом. Однако если происходит расхождение в ценностях, бизнес часто распадается.
В завершение хотелось бы спросить о вашем сотрудничестве с Федором Конюховым. Вы несколько лет поддерживали его проекты — продолжаете делать это сейчас?
— Да, мы продолжаем поддерживать Федора. В 2018 г., когда мы начали сотрудничать, он отправился в первый этап своего кругосветного путешествия — из Новой Зеландии до Мыса Горн в Южной Америке. Он преодолел это расстояние на весельной лодке за 156 дней. Но переход был очень тяжелым — значительная часть дистанции проходила в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах. И никто из команды не думал, что он решится на второй этап.
Для того чтобы сделать переход более безопасным, нужно было привести лодку в порядок. Сначала она была на верфи в Англии, но после начала СВО англичане отказались участвовать в проекте. В итоге ее удалось перевезти на дружественную верфь в Дубае, модернизировать и настроить определенным образом. В прошлом году возникла инициатива продолжить. И мы тоже согласились поддержать Федора с учетом того, что его семья одобрила это опасное путешествие.
5 декабря Федор начал второй этап своей кругосветки — отправился на весельной лодке от мыса Горн до мыса Люин в Австралии. Ему предстоит преодолеть 16-18 тыс. км — это займет около 200-220 дней. Сейчас он приближается в острову Южная Джорджия. Следить за весельным переходом можно на онлайн-карте и в телеграм-канале Федора Конюхова — у него есть возможность выходить с командой на связь.
Многие сотрудники Контура поддерживают путешествие, следят за ним, переживают.
Нам часто задают вопрос: зачем нам все это? Для нас это возможность поддержать человека, который меняет наше представление о мире и доказывает, что многое из того, что казалось невероятным, возможно. Федору уже 73 года, но, несмотря на свой возраст, он не сидит дома, а в одиночку преодолевает Южный океан. Это вдохновляющий пример для всех — что можно ставить очень высокие цели и достигать их.
Ранее на DK.RU:
>>> СКБ Контур вновь вошел в первую десятку интернет-компаний страны
>>> Банк «Екатеринбург» — все. Новый владелец отказался от исторического названия
>>> В группу компаний СКБ Контур вошел EDI- и ЭДО-провайдер Docrobot