Меню

Цены на стройматериалы тревожат вице-премьера, а дорожники жалуются на отток госзаказов

Иллюстрация: DK.RU

Московскому девелоперу отказали в застройке Шарташа, но тюменцам разрешили «освоить» сквер. Проблему дефицита утеплителя на стройках решат в 2025 г. Вторую очередь ТЛЦ «Уральский» запустят в 2026-м.

DK.RU совместно с одним из ключевых игроков в стройсфере Уральского региона — компанией «Атомстройкомплекс» («АТОМ») — представляет дайджест рынка недвижимости Екатеринбурга. Это главные события, произошедшие в стройсфере уральского мегаполиса за две недели: судьбоносные заявления первых лиц государства, которые повлияют на экономику, прогнозы экспертов и участников рынка, старты новых строек и актуальные мнения местных аналитиков. Все важное — по одной ссылке.

Вице-премьер заявил о критичном росте цен на стройматериалы

С 2021 г. увеличение цен на стройматериалы в среднем цены составило почти 64%, заявил Марат Хуснуллин:

Мне категорически не нравится рост стоимости материалов в два раза. Государство заказывает строительные и ремонтные работы на триллионы рублей. Поэтому, когда цены на материалы растут, то бюджет теряет от этого деньги.

Хуснуллин отметил, что строить стало «объективно дороже», но действующего механизма, чтобы влиять на этот процесс, нет. При этом вице-премьер подчеркнул, что между производителями стройматериалов отсутствует сговор, на который могла бы среагировать ФАС:

Неоднократно предлагал ввести госрегулирование в этом сегменте. Но предыдущие попытки не были поддержаны. Коллеги считают, что заниматься госрегулированием отрасли не надо, так как она не консолидирована.

Строительная инфляция, по словам чиновника, складывается из нескольких факторов. От 30 до 70% стоимости строительства, в зависимости от его типа, приходится на рост цен на стройматериалы. Рост цен на заработную плату привел к удорожанию объектов от 15 до 50%.

С одной стороны, я понимаю, что нужно, чтобы рынок работал. Но если рынок нас из года в год начинает на повышенные проценты нагибать, мне это уже не нравится. И это не нравится никому, и самое главное — потребителю, так как за все платит именно он, — подчеркнул Хуснуллин.

Ранее вице-премьер заявлял, что не ожидает серьезного кризиса в строительной отрасли из-за сворачивания программы льготной ипотеки, напоминает DK.RU. Хотя и признал, что на этом фоне в стране замедлится объем строительства, а темпы выдачи кредитов на жилье упадут ниже уровня 2023 г., в котором они были самыми высокими за всю историю рынка.

Эксперты: отток госзаказов приведет к деградации дорожно-строительной отрасли

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и др.) ожидает «деградации отрасли» и ряд негативных последствий для экономики в целом при отсутствии государственных мер поддержки. Об этом говорится в аналитическом обзоре «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития», который подготовила НАИК в конце ноября.

Авторы обзора отмечают, что для выполнения государственных задач отрасль дорожно-мостового строительства к 2023-2024 гг. достигла исторического пика развития. Подрядные организации нарастили парк техники, сформировали высококлассные трудовые коллективы. Однако на данный момент ситуация стремительно меняется:

Отсутствие социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смещение финансирования по уже реализующимся объектам на один — три года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут к деградации отрасли и негативным последствиям для экономики в целом.

В частности у компаний выросли расходы на оплату труда сотрудников. По данным Росстата, средняя зарплата в строительной отрасли в минувшем сентябре составила 84,1 тыс. руб., что на 18,5% больше, чем в прошлом году. Кроме того, выросла долговая нагрузка компаний. По данным кредитных организаций, отношение суммы обязательств 25 крупнейших дорожно-строительных компаний к EBITDA без государственных гарантий составляет 1,6 (в 2023 г. — 1,1), а с государственными гарантиями — 3,2 (в 2023 г. — 2,7).

Также объемы лизингового портфеля по отношению к 2022 г. выросли на 114%, а из-за роста ключевой ставки удорожание по лизинговым договорам составило 54,6%.

НАИК обращает внимание на то, что начиная с 2024 г. наблюдается тенденция к значительному снижению объемов дорожно-строительных работ, которая станет «особо острой» с 2025 г. после окончания строительства участков трасс М-4 и М-12.

Объемы финансирования снижаются либо переносятся «вправо». По объектам, планировавшимся к заключению в 2024 г., стоимостью от 5 млрд руб. и выше финансирование перенесено на последующие годы, — сказано в обзоре.

Также в документе со ссылкой на данные Росстата и расчеты НИУ ВШЭ говорится, что средняя рентабельность в дорожном строительстве не превышает 2,6 — 3,3%, тогда как в строительной отрасли, включая жилищное строительство, она достигает 9,2%.

Чтобы сохранить устойчивость отрасли, ассоциация предлагает продлить на 2025 г. возможность авансировать до 50% от цены государственного контракта на поставку товаров и оказание работ и услуг.

Подробнее об этом — читайте в материале DK.RU.

На Урале увеличат производство стройматериалов из перечня критической промышленной продукции

Свердловская область вошла в число лидеров по потреблению минерального утеплителя — он необходим при строительстве жилья, объектов социальной инфраструктуры и промышленности. Высокий спрос на этот материал обусловлен не только объемами строительных работ, но и ужесточением строительных норм в части обеспечения теплозащиты зданий. Из-за растущего дефицита минераловатный утеплитель включен в перечень критической промышленной продукции в отрасли промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций РФ на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. Однако уже к лету 2025 г. дефицит востребованного материала в регионе закроют: за счет модернизации существующего производства.

В следующем году на Богдановичском заводе минераловатных плит запустят новую линию по выпуску эффективного утеплителя под торговой маркой «ИЗБА». На площадке уже завершают устройство основной печи, в январе стартует шеф-монтаж оборудования. Строительство при финансовой поддержке Фонда развития промышленности ведет ГК «Атомстройкомплекс», в структуре которой 12 высокопроизводительных предприятий, выпускающих строительные материалы для отрасли. На новой линии будет создано дополнительно 81 высокопроизводительное рабочее место.

Развитие местного производства дает возможность увеличить объем выпускаемой продукции и уменьшить сроки ее доставки на стройплощадки — это особенно важно в сезон. В ходе модернизации предприятия мы в полной мере реализовали экологический стандарт, принятый на производствах «Атомстройкомплекса»: оборудование новой линии позволит вторично использовать отработанное сырье и минимизировать воздействие на окружающую среду, — отметил заместитель генерального директора ГК «Атомстройкомплекс-Промышленность», управляющий директор Дмитрий Сазонов.

Сейчас завод выпускает порядка 40 тыс. тонн минплиты в год, с пуском второй линии мощность вырастет до 70 тыс. тонн. Уже прорабатывается каналы расширения поставок, в том числе, за счет экспорта в страны ближнего зарубежья. Увеличение объема выпуска продукции также позволит удовлетворить растущий спрос и со стороны производителей сэндвич-панелей, применяемых в строительстве быстровозводимых зданий и ИЖС. Для этой группы потребителей завод сможет выпускать продукцию по индивидуальным размерам.

Вторую очередь ТЛЦ «Уральский» введут в эксплуатацию в 2026 г.

В интервью DK.RU министр экономики и территориального развития Свердловской области Руслан Садыков рассказал о развитии логистической инфраструктуры в регионе.

В настоящий момент в Екатеринбурге действуют: первая очередь транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Уральский», открытая в 2022 г., терминал «C.I.T.», грузовой двор «Гипсовая». В 2026 г. планируется к вводу вторая очередь ТЛЦ «Уральский», а в 2028-м — ввод ТЛЦ «Екатеринбург», который строится в районе станции Седельниково. 

Сейчас в регионе создаются возможности для организации эффективной перегрузки товаров на автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт. За счет этого специалисты по логистике могут выстраивать мультимодальные маршруты — это позволяет не зависеть от одного вида транспорта, снижать издержки и ускорять доставку грузов. А после того как появится возможность выхода к арктическим портам Обской губы Полярного Урала, потенциал Свердловской области как «Сухого порта» вырастет, — отметил Руслан Садыков.

Ранее DK.RU писал, что ТЛЦ «Уральский» является системообразующим объектом сухого порта в Свердловской области. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал распоряжение о присвоении ТЛЦ статуса приоритетного инвестиционного проекта, что дает право инвестору на получение налоговых преференций. В частности, для ТЛЦ «Уральский» обнулят налог на имущество.

Кадровый дефицит на стройках решат с помощью заводских технологий

Самые сложные и трудоемкие строительные процессы в Свердловской области переносят в теплые и комфортные заводские цеха: здесь сваривают арматурные каркасы, изготавливают цокольные панели, отливают сборные железобетонные элементы зданий, например, лестничные марши и лифтовые шахты. Строителям на стройке остается только осуществить сборку конструкций — в результате здания строятся быстрее, растет их надежность и качество, а себестоимость работ снижается.

Автоматизацией строительных работ занимаются инженеры завода «Берит», который входит в структуру строительного холдинга полного цикла «Атомстройкомплекс». Вместе с архитекторами они определяют, какие проектные решения подлежат стандартизации, и применяют для их воплощения заводские технологии.

Заводское изготовление арматурных каркасов или железобетонных изделий позволяет увеличить выработку на стройплощадке вдвое. Дело не только в скорости выполнения работ, стабильности заводского качества, но и в трудоемкости процесса. На стройке заливать сложную железобетонную конструкцию приходится в несколько этапов, часто в сложных погодных условиях. В цехе — тепло, комфортно, оборудование может работать в режиме 24/7, — говорит управляющий директор ООО «Атомстройкомплекс-Промышленность» Валентин Третьяков.

Благодаря заводским технологиям удается решить и кадровый дефицит, характерный для строительной отрасли региона. Труд строителя становится высокопроизводительным, менее трудоемким, за счет этого растет его привлекательность, отметил первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Шмыков, посетивший промышленную площадку ГК «Атомстройкомплекс» с рабочим визитом.

Чем больше таких предприятий будет у нас в области, тем больше будет возможностей качественно и в срок выполнять задачи, которые стоят перед регионом. Кроме того, сегодня особенно важно фокусировать внимание игроков строительного рынка на продукции местных предприятий. Это усилит внутрирегиональную кооперацию, — подчеркнул Шмыков.

В этом году благодаря федеральной поддержке, оказанной в рамках приоритетного национального проекта «Производительность труда», «Атомстройкомплекс» запустил на своем заводе линию по выпуску малых архитектурных форм из белого архитектурного бетона. Лавочки, урны, вазоны, ограничители парковки и другие предметы городского благоустройства на «Берите» изготавливают под запросы разных заказчиков, окрашивают с помощью красителей, а также брендируют. Ранее такую продукцию в регион ввозили в основном из столицы и в ограниченном количестве, теперь в регионе может сформировать свой узнаваемый стиль благоустройства.

Московскому девелоперу отказали в застройке Шарташа

Комиссия по правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в Екатеринбурге не даст застройщику «Самолет» возвести новый жилой микрорайон около озера Шарташ между дорогой в направлении города Березовского и транспортно-логистическим центром «Уральский». Под эти цели девелопер намеревался использовать выкупленные у УГМК три земельных участка общей площадью 69 га.

Согласно проектной документации, «Самолет» собирался построить 635,2 тыс. кв. м в многосекционных жилых домах высотой до 17 этажей. Также предусматривалось четыре детских сада, две школы на 3 тыс. мест, спортшкола, поликлиника, оздоровительный комплекс и паркинги на 4,4 тыс. машиномест. Напомним, что «Самолет» получил право на проект планировки и право межевания на севере Шарташа в мае текущего года.

807 горожан на общественных слушаниях указали на то, что строительство микрорайона нанесет вред экосистеме прибрежной зоны озера Шарташ и самого водоема. Ранее DK.RU сообщал, что после завершения публичного обсуждения проекта Главархитектура столицы Урала рекомендовала отказать компании в строительстве микрорайона на 21,7 тыс. жителей на территории, прилегающей к озеру Шарташ и Шарташскому лесопарку.

13 декабря комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), состоящая из чиновников муниципалитета и депутатов Гордумы Екатеринбурга, отказала компании «Самолет» в изменении зонирования и в переводе земель сельхозназначения в зону многоэтажной жилой застройки Ж-5.

Чтобы продать часть своего земельного участка без налога, больше не нужно ждать пять лет

Серьезные подвижки для собственников загородных участков произошли в земельном законодательстве РФ: президент подписал закон об участках, которые образованы в результате раздела, выдела, объединения или перераспределения исходных земельных участков. Теперь срок владения землей будет считаться не с момента регистрации нового участка, а со времени владения исходным — и продавцы такой недвижимости могут не платить «лишнего» НДФЛ.

Екатерина Торопова, директор агентства недвижимости «Метражи» (Екатеринбург), пояснила, как будет работать закон.

— Сейчас при продаже недвижимости можно не платить НДФЛ, если объект находился в собственности более пяти лет (или трех лет — при наследовании, дарении, приватизации). Новый закон учитывает время владения не только «новым» участком, но и исходным.

Например, у вас был земельный участок, которым вы владели пять лет. Потом вы решили его  разделить или выделить из него долю для ИЖС и продать. Так вот: раньше, чтобы продать «новый» участок без налога, вам пришлось бы ждать еще пять лет. Теперь это не нужно. Если общий срок владения исходным участком превышает пять лет, вы уже можете пользоваться налоговой льготой.

Правила будут работать и для участков, выделенных под ИЖС, ЛПХ, гаражи, садоводство и огородничество. Время владения исходными участками тоже засчитывается. А если вы объединили несколько участков в один, срок владения «новым» участком будет исчисляться с момента владения последним из исходных.

Правда, законотворцы побоялись, что новым законом будут злоупотреблять — и ввели ограничение: если при разделе исходного участка образуется больше двух новых, на льготу рассчитывать нельзя.

Новые правила начнут действовать с 1 января 2025 г., но это уже совсем скоро. Если собираетесь продавать участок, примите к сведению.

Госэкспертиза разрешила компании из Тюмени застроить сквер в центре Екатеринбурга

Компания «Куйбышева 99» (юрлицо тюменского девелопера «Ньютон», бенефициар — бизнесмен и депутат думы Тюменской области Владимир Пискайкин) получила положительное заключение историко-культурной экспертизы на проект охранных зон «Дома Волкова» на перекрестке Куйбышева — Луначарского.

Вокруг памятника установили две зоны, где допускается стройка: первая находится вдоль ул. Луначарского, вторая — вдоль ул. Куйбышева, в нее включена часть сквера перед «Домом художника». На них застройщик сможет возвести здания высотой в три и в пять этажей.

В 2022 г. компания «Куйбышева 99» приобрела «Дом Волкова» и участок, на котором он расположен. В свою очередь глава Екатеринбурга Алексей Орлов утвердил проект межевания территории в квартале ул. Карла Маркса — Луначарского — Куйбышева — Мамина-Сибиряка. На этом участке разрешена многоэтажная жилая застройка.

Таким образом «пятачок» с зеленой зоной в центре Екатеринбурга может оказаться полностью застроенным.

Ученики новой школы на ул. Советской смогут наблюдать за звездами прямо из класса

В Пионерском микрорайоне Екатеринбурга завершается техническое оснащение новой школы на 1,5 тыс. учеников. Здание укомплектовано современным оборудованием, включая каркасно-вакуумный купол диаметром четыре метра в кабинете физики и астрономии. Установленная проекционная система позволяет демонстрировать мультимедиа по всей поверхности купола с охватом на 360 градусов, что обеспечит ученикам полное погружение в мир звезд. Все работы по строительству, отделке и оснащению школы выполняет концессионер проекта — «Атомстройкомплекс».

Полностью завершено благоустройство пришкольной территории и уличных спортивных блоков. Большая елка, которую сохранили строители у входа в школу, украшена гирляндами и сверкает в темное время суток. В ближайшее время будут установлены более 100 метров новых ограждений вдоль проезжей части и система новых светофоров на перекрестке улиц Советской и Июльской. Это обеспечит безопасность на пути к школе, — рассказывает Александр Прокопович, руководитель строительства компании «Атомстройкомплекс».

В новой школе предусмотрены три спортивных и тренажерных зала, актовый зал на 450 мест, студия звукозаписи и библиотека с медиа оборудованием. Отделочные работы в здании уже выполнены, в разгаре монтаж мебели в классах и общественных пространствах. В новой школе «Атом» устанавливает парты и стулья, которые являются призерами федеральной премии «100 лучших товаров России» за функциональность и безопасность.

Ученики смогут оценить все преимущества современного образовательного учреждения, оборудованного по последнему слову техники, уже в этом учебном году. Школе уже присвоен номер — № 314, обучение здесь рассчитывают начать в четвертой четверти текущего учебного года. Поскольку школа построена в концессии, «Атом», завершив строительство, еще пять лет будет осуществлять техническую эксплуатацию объекта и реализовывать систему дополнительного образования.

Для «Атома» это уже второй опыт сотрудничества с министерством образования региона в рамках государственно-частного партнерства. Такая механика отработана на школе № 41 в Верх-Исетском районе, первом учебном заведении Екатеринбурга, построенном в рамках ГЧП. В ней представлен широкий спектр услуг дополнительного образования, доступный всем жителям района. Он включает развивающие и спортивные направления, различные по наполнению группы продленного дня, курсы подготовки к ЕГЭ и многое другое.

За право на КРТ в Перми на участке 12,5 га поборются четыре уральских девелопера

Конкурсная комиссия Минстроя Пермского края допустила до участия в торгах 17 декабря на право комплексного развития территории (КРТ) в центре Перми семь компаний.

За земельный участок будет бороться пермский СЗ «Мотовилихинский-11» (АО «СтройПанельКомплект»), два московских застройщика — «Строитель» и СЗ «Альфа»(ООО «Дарс Девелопмент») и четыре представителя строительной отрасли Екатеринбурга: СЗ «Проспект Девелопмент», СЗ «Эталон Урал-1» (ГК «Эталон»), СЗ Премьер (ООО «Дюна-Строй») и «Рост и развитие» (холдинг «Брусника»).

Под КРТ выделен участок вдоль улицы Куйбышева от улицы Механошина до улицы Белинского площадью 12,5 га. Торги начнутся с 7,89 млн руб.

В настоящее время на территории находятся 16 аварийных домов и 10 ветхих жилых объектов, которые подлежат расселению, сносу или реконструкции. Вместо старого жилфонда в рамках КРТ предполагается построить новые многоквартирные дома высотой от пяти до 25 этажей.

Проект КРТ предусматривает обновление дорог и инженерных сетей. Также инвестору необходимо будет выделить земельный участок для строительства нового корпуса общеобразовательной школы № 10. Помимо этого, неотъемлемым условием явлются строительство детского сада на 300 мест и создание дополнительных помещений для филиала ППК Роскадастр по Пермскому краю. Все новые социальные объекты будут впоследствии переданы в собственность муниципалитета.

Расселение и организация социальной инфраструктуры, по предварительной оценке, превысят 1 млрд руб. Реализация проекта должна завершиться к 2036 г.

Фото в обзоре: пресс-служба «Атомстройкомплекса», архив DK.RU