Когда появится новый транспорт, скоро ли замкнут набережную Исети, что будет с «Салютом» и зачем в следующем году на полтора месяца могут закрыть ул. Куйбышева? Главные заявления мэра Екатеринбурга.
В преддверии Нового года глава города Алексей Орлов встретился с редакторами екатеринбургских СМИ. Большая часть их вопросов ожидаемо касалась развития социальной сферы и городской инфраструктуры — в частности стартовавшей в этом году транспортной реформы. Мэр также прокомментировал свое отношение к некоторым резонансным историям и пообещал разобраться с дефицитом кадров в детских садах.
DK.RU зафиксировал ключевые тезисы градоначальника.
Об отношении к федеральным застройщикам
— В Екатеринбурге действительно мощный строительный комплекс, который способен самостоятельно обеспечивать высокие темпы жилищного строительства. Тем не менее, к нам на рынок заходят федеральные компании, которые участвуют в различных проектах. Например, много игроков из других регионов подключились к проекту А2 — развитию территории возле Академического района.
Особого отношения к федеральным застройщикам у нас нет. Что касается недавней ситуации, связанной с планами «Самолета» построить жилье у озера Шарташ, — компания купила земельный участок с рынка, имея полное право не согласовывать сделку администрацией. Но ее проект был отклонен жителями. Сейчас предстоят новые общественные обсуждения. А специалисты должны дать оценку того, как застройка повлияет на озеро Шарташ.
Мы готовы работать со всеми девелоперами при условии, что наше сотрудничество будет выстраиваться на принципах партнерства. Например, на днях объявил депутатам, что девелоперская компания «ПИК», которая реализует свой проект на пр. Космонавтов, завершила строительство детского сада на 225 мест и передала его в муниципальную собственность. Сейчас нам предстоит укомплектовать штат и запустить учреждение.
Сегодня и другие наши застройщики понимают, что с ростом объемов жилищного строительства нужны новые детские сады, школы, дороги, парковые зоны. За счет бюджета невозможно решить эти задачи оперативно. А когда в процесс включается застройщик, он сам таким образом повышает привлекательность своего проекта.
О застройке Березовой рощи
— Мы всегда стараемся оперативно реагировать на запросы населения. Ранее наша местная компания «Атомстройкомплекс» купила участок 26 га, чтобы его застраивать. Жители выразили свое недовольство, звучали даже призывы — выделить застройщику другой участок взамен этого. Но как я могу забрать у компании участок, который находится в ее собственности?
Мы провели колоссальную работу. И, слава богу, застройщик пошел нам навстречу. Изначально он был готов оставить только небольшую парковую зону площадью 4 га. Сейчас мы договорились о благоустройстве участка в 16 га — уже перевели его в категорию «территории общественного пользования».
Обустройством парковой зоны «Атомстройкомплекс» будет заниматься за свой счет. Причем будет реализован проект благоустройства, который был разработан с привлечением специалистов Ботанического сада УрО РАН и согласован с жителями. Уверен, что получится комфортный район с большим ухоженным парком.
Об уборке снега
— Я действительно никогда не поставлю пятерку за уборку снега в городе, потому что всегда есть вопросы. Но должен отметить, что за последние четыре года мы серьезно подтянули качество содержания улиц. А к хорошему быстро привыкаешь.
Нас часто критикуют журналисты. Но гости из других городов, наоборот, говорят, что у нас чисто. Например, это отметила сопредседатель Всероссийской Ассоциации развития местного самоуправления Ирина Михайловна Гусева, которая прилетала в снегопад на форум «Города России». Она сама в прошлом мэр, много ездит по стране и ей есть с чем сравнивать. Недавно к нам прилетал и начальник управления внутренней политики Администрации президента — сказал, что редко в каком городе вычищают снег от бордюра до бордюра.
Конечно, в первую очередь наша задача — почистить магистрали, чтобы мог ходить общественный транспорт. После этого переходим к другим участкам. Уборка снега находится на постоянном контроле. У нас каждое утро в будние и выходные дни проходит планерка — районы докладывают, сколько средств было привлечено, И скажу честно, главы районов и начальники ДЭУ с ужасом ждут, что я подключусь, потому что, если в зимний период возникают проблемы, в выражениях я не стесняюсь.
На самом деле это непростая сфера. Постоянно происходят какие-то нештатные ситуации. Допустим, заболел механизатор или водитель самосвала, а заменить некем. В ДЭУ — страшный дефицит кадров, восемь вакансий на одного соискателя.
Пытаемся решать проблему путем повышения зарплат (в этом году проиндексировали на 17%), обеспечиваем сотрудников горячим питанием. Также через конкурсы привлекаем к работе сторонние организации.
О судьбе развязки на «Калине»
— Ситуацию по объекту мы обсуждаем почти в еженедельном режиме. Действительно, она непростая — были риски расторжения контракта, но если бы мы пошли на этот шаг, мы бы развязку и к 2027 г. не достроили. Варианты работы в этой ситуации есть, несмотря на внешнее управление в рамках банкротства подрядчика «АльмакорГрупп». По сути, сейчас мы сопровождаем проект, привлекая субподрядчиков в рамках действующих контрактов.
С какими сложностями мы столкнулись? Прежде всего с тем, что работаем по проекту 2014 г. В нем не учтено огромное количество сетей, которые необходимо вынести, а это дополнительные затраты. Все вы видите, как выросла стоимость материалов. Слава богу, есть механизмы решения этой проблемы — переработанный проект повторно зашел на экспертизу. Примерно на 20% все подорожало — к исходной стоимости проекта в 6,4 млрд руб. плюсуем еще 1,3 млрд руб. Губернатор в курсе.
На сегодня работы ведутся. С учетом нового проекта и экспертизы установлен срок сдачи — 2026 год. Но все-таки подрядная организация и субподрядчики нацелены на то, чтобы завершить все работы до конца 2025 г. Я очень надеюсь, что им это удастся.
О благоустройстве набережной Исети
— Наша мечта — благоустроить набережную и создать велопешеходный маршрут от ВИЗа до НИЗа. Не уверен что к тому моменту, когда мы сможем соединить всю набережную, я буду работать главой города. Но я считаю своей задачей обозначить эту цель и сделать процесс необратимым.
Пока мы занимаемся благоустройством отдельных фрагментов. В этом году приземлили фестиваль «Атмосфера» и обустроили 250 метров. Занимаемся благоустройством возле Ледовой арены УГМК, где раньше была свалка.
Начали проектировать подземный переход под ул. Куйбышева — начнем его строить в следующем году. Смотрим технологические вопросы: там огромное количество сетей, которые необходимо вынести, поэтому не исключено, что ул. Куйбышева нам придется перекрыть на месяц-полтора, чтобы сделать эти работы «открытым» способом.
О развитии креативных кластеров
Без сомнения, город будет оказывать поддержку креативным индустриям, прежде всего развивая креативные кластеры. Яркий пример — «Домна», проект, который совместно реализовали администрация города, правительство области и СОФПП. Мне кажется, что с ним мы попали в точку — за два с небольшим года привели здание в порядок и создали более 3000 кв. м площадей, востребованных креативной молодежью.
Другой такой проект, реализуемый в Екатеринбурге, — кластер Л-52. Раньше здесь работала поликлиника, но когда она съехала и нам вернули здание, мы задались вопросом — как его использовать? Решили развивать там креативный кластер, но уже самостоятельно и немного в другом направлении — как площадку для проведения различных мероприятий, мастер-классов.
Есть определенные мысли по кинотеатру «Салют». Пока подробно говорить об этом не буду — сначала наши идеи нужно представить губернатору. Но если это получится — это просто взорвет повестку. Желающих заявиться в «Салют» очень много.
В креативной экономике занято огромное количество людей. Сфера развивается и повышает привлекательность города для туристов. Еще пять лет назад туристу в Екатеринбурге было негде купить сувенир — не было ни точек продаж, ни производителей. Сегодня такой проблемы в городе нет.
О сносе ТЦ Призма
— Проведена экспертиза, которая доказала, что высотную часть здания необходимо демонтировать. Это опасно — не дай бог произойдет нарушение и погибнут люди. Есть решение суда о сносе.
Безусловно, это дополнительные расходы. Будем искать варианты, но это должны быть не расходы города, а расходы тех людей, которые строили объект с нарушением правил. Я встречался с основным собственником здания, и он обещал, что решение суда будет исполнено. Он скончался, но у него есть наследники.
Процедуры есть, и они понятны. В мае решение суда должно вступить в силу. После того как оно поступит в службу судебных приставов, будем взаимодействовать с ними.
О транспортной доступности Широкой речки
— Мы занимаемся этой проблемой, в том числе возможностью продления в этот микрорайон трамвайной ветки с Академического. Все земельные вопросы решены. Есть потенциальный концессионер.
Нацпроекты утверждены. Мы первые с этим проектом — первые в очереди. Планируем без малого 85 новых вагонов, строительство трамвайной ветки, контактной сети, нового депо, двух тяговых подстанций. Все это позволит жителям быстро доезжать до любой точки города, я надеюсь, уже на новых трамваях.
Есть планы и по строительству сквозных проездов по ул. Суходольской. Конкретных сроков назвать не могу, но вопрос у нас в работе. .
О реформе общественного транспорта
— Результаты реформы оценивать рано. Но я доволен тем, что нам все-таки удалось к ней приступить. Даже чтобы объявить об этой реформе, нужно иметь большую смелость. Мы с курирующим заместителем Русламом Ахмедовичем Галямовым взяли на себя большую ответственность.
Для понимания: в 2023 г. на работу транспорта в бюджете Екатеринбурга было предусмотрено, если я не ошибаюсь, 2,6 млрд руб. В 2024 г., с учетом того, что мы перешли на брутто-контракты, — около 7 млрд руб. В бюджете на 2025 г., который мы приняли на этой неделе, на работу транспорта заложено уже 13 млрд руб.
Это не просто увеличение расходов, а серьезная комплексная работа по обеспечению кадрами транспортных предприятий, по обновлению подвижного состава. Это будет касаться и частных перевозчиков — по условиям контракта, перевозчик должен будет обновлять подвижной состав раз в несколько лет.
Наши депутаты задали мне вопрос: может быть, будем строить теплые остановки, раз климат у нас суровый? Я считаю, что нужно обеспечить работу транспорта так, чтобы человек в приложении увидел, что в ближайшие 15 минут подойдет нужный ему транспорт, пришел на остановку и сел в теплый современный трамвай, троллейбус или автобус, не успев замерзнуть. В этом суть транспортной реформы.
Впервые за новейшую историю нам удалось переломить ситуацию с оттоком кадров из «Гортранса» — в ноябре там даже зафиксировали прирост из шести сотрудников. Мы дважды за этот год проиндексировали зарплаты, начали обеспечивать работников местами в общежитиях.
Предстоит тяжелейшая работа по обновлению транспорта. У нас в парке сейчас 224 троллейбуса, средний возраст эксплуатации превышает 15 лет, пробег — до полумиллиона километров. Это безумие, на чем мы возим пассажиров! В течение двух лет получим 100 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, что позволит нам обновить почти половину подвижного состава.
Будем обновлять и трамвайный парк. Помню, школьником приезжал в Свердловск и с удовольствием катался на «Татрах», но это было больше 40 лет назад, и вагоны тогда были новыми. Сегодня мы имеем 440 трамваев с большим сроком эксплуатации. И лично мне стыдно предлагать жителям пользоваться таким транспортом. В этом году, слава богу, мы получаем два первых трамвая — выкупаем «Кастор», который у нас уже ходит, еще один односекционный трамвай доставят из Петербурга. В начале следующего года объявляем конкурс на покупку 15 трехсекционных трамваев. Будем стараться обновить 50 машин из трамвайного парка.
Также будем покупать автобусы большой вместимости — так называемые «гармошки». Мы планируем использовать их на загруженных маршрутах.
О дефиците кадров в муниципальных детских садах
— Насколько я помню, сегодня в городе работает около 340 детских садов, некоторые из них расположены в нескольких зданиях. В учреждениях около 5000 работников, воспитателей. Данных о том, что существует критическая нехватка кадров, у меня нет.
Мы регулярно индексируем зарплаты, с 1 октября прошло повышение на 17,5%. Проводим профессиональные конкурсы, стараемся мотивировать и стимулировать сотрудников. Но на самом деле, я считаю, что работа с детьми, особенно с маленькими — это призвание. Воспитатели, по сути, становятся вторыми родителями.
Работаем с педагогическим университетом — обсуждали с ректором, что нужно активнее призывать молодежь идти в эту профессию. Думаю, что усилим работу в этом направлении.
Текст подготовили: Сергей Дружинин, Елизавета Порошина
Читайте также на DK.RU:
>>> Алексей Орлов: «Бизнес в Екатеринбурге — социально ориентированный, и это его отличает»