Меню

Склады российских дилеров затоварены китайскими машинами. Ждать ли скидок?

Иллюстрация: freepik.com

Китайские автоконцерны недооценили влияние на рынок роста ставки ЦБ и вовремя не скорректировали объемы импорта под падение спроса. Дилеры не торопятся переписывать прайс и снижать цены.

На российском авторынке возник избыток китайских машин на складах дилеров и импортеров, пишет «Коммерсант» со ссылкой на участников отрасли и экспертов. Директор «Автостата» Сергей Целиков оценил, что стоки брендов из КНР достигли 200–250 тыс. штук — это больше переизбытка, сложившегося в конце прошлого года. Тогда, по подсчетам агентства, на складах было 175 тыс. машин.

Независимый автоэксперт Олег Мосеев оценивает запасы автомобилей китайских брендов выше — в 360 тыс. штук без учета параллельного импорта. По его словам, переизбыток скопился из-за того, что планы китайских автоконцернов по поставкам на российский рынок изначально были завышены.

По подсчетам заместителя гендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Рената Тюктеева, всего на складах дилеров и импортеров находится порядка 350 тыс. новых автомобилей.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков связывает затоваривание с тем, что китайские автоконцерны недооценили влияние на рынок рост ставки ЦБ. Поскольку поставщики заранее не отреагировали на изменения в экономике, остановить объемы поставок «по щелчку пальцев» было невозможно.

При этом все эксперты отмечают, что импорт машин уже сократился, и тенденция к снижению продолжится в декабре.

На фоне затоваривания рынка логично было бы ожидать снижения цен на авто, однако эксперты уверены, что скидок не последует.

Хотя некоторые скидочные предложения все же будут, особенно на машины прошлого года выпуска. Крупные игроки — Haval, Chery, Geely и Changan — будут задавать ценовую политику. На них будут ориентироваться остальные китайские бренды. Но резко переписывать прайсы и удивлять нас суперценами никто не будет. Стоимость новых авто в 2025 г. в среднем вырастет на 10%, — полагает Максим Кадаков.

В январе и феврале на рынке ожидается охлаждение спроса, а продажи новых легковых автомобилей могут составить менее 100 тыс. штук. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что зимой 2025 г. авторынок будет демонстрировать снижение на 10–15% год к году. При этом, по прогнозам «Автостата», по итогам 2024 г. рынок новых легковых машин вырастет на 50%, до 1,59 млн штук.

Как рассказывал DK.RU продажи новых автомобилей росли практически в течение всего года, вплоть до ноября 2024 г. Покупатели пытались успеть приобрести новые автомобили по старым ценам, пока не вступили в силу новые правила уплаты утильсбора.

При этом подавляющее большинство новых авто покупается в кредит. В ОКБ отмечали, что по итогам 10 месяцев 2024 г. было оформлено автокредитов на 1,7 трлн руб. Это на 75% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Ранее DK.RU сообщал, что расходы россиян на обслуживание автокредитов растут, при этом все больше граждан не справляется с обслуживанием задолженности и уходит в просрочку.

Эксперты и участники рынка полагают, что на фоне подорожания машин и снижения доступности автокредитов ситуация на рынке заметно ухудшится. В ВТБ прогнозировали, что объемы рынка по итогам IV квартала снизятся на треть относительно предыдущего.