Сейчас в России сложно найти качественный инструмент — особенно после того, как с рынка ушли европейские игроки. Сможет ли производитель топоров из Верхней Пышмы занять их место?
В 2013 г. три жителя Верхней Пышмы организовали мастерскую в небольшом ангаре, где стали делать предметы интерьера и мебель по уникальным проектам, а в свободное время — ковать инструмент. С тех пор производство сменило специализацию и площадку. Сегодня макуфактура «Аника» — одно из немногих в России полноценных предприятий, которое производит топоры, молотки, колуны, тесаки, лопаты. А еще развивает комьюнити людей, разделяющих его интересы.
DK.RU побывал на необычном производстве и выяснил, как на Урале делают топоры, способные конкурировать с признанными на рынке финскими изделиями.
«Аника» арендует в Верхней Пышме несколько цехов на территории бывшего завода «Радуга». Как рассказал один из основателей производства Ильдар Аблиев, сюда фирма переехала около восьми лет назад. Спустя какое-то время приняли решение отказаться от производства мебели и заниматься только инструментом.
Спрос на мебель был хорошим, особенно на фоне растущего курса доллара. Но мы хотели развиваться дальше. В стране достаточно много производителей мебели, и для развития узнаваемого серийного производства нам бы потребовались значительные вложения. Тогда мы решили сосредоточиться на ковке инструмента — это направление показалось нам более актуальным и жизнеспособным. Тем более что мы понимали, как разрабатывать продукцию и обучать рабочих, — говорит Ильдар Аблиев.
Конкуренция на рынке производителей высококачественного инструмента среди российских производителей действительно менее серьезная. И в основном такие производства в стране развиваются на базе небольших кузниц и мастерских, где изготавливают штучные изделия.
Есть в России и крупные заводы, но их единицы, работают они в низкобюджетном сегменте и выпускают инструмент большими партиями. Например, производством топоров занимаются предприятие в деревне Вача Нижегородской области, заводы в Ижевске и в Подмосковье. Производством инструмента — Артинский завод, который производит косы более двух столетий, а также инструментальный завод в Новосибирске.
Мы не уникальны. Но в отличие от крупных заводов с богатой историей мы стараемся вырасти из небольшой гаражной мастерской в серьезное предприятие, наладить массовое производство инструмента. К сожалению, сегодня в России качественный инструмент купить сложно. В магазинах много недорогих российских и китайских изделий, иногда встречаются незаточенные топоры с шатающейся ручкой. Раньше в охотничьих и специализированных магазинах были представлены финские или шведские топоры высокого качества, но после начала СВО с этим стало сложнее, — объяснил Ильдар Аблиев.
В числе наиболее острых проблем, с которыми столкнулись основатели производства, — покупка оборудования. Найти специальные прессы оказалось непросто. Приходилось искать на других предприятиях советское оборудование, договариваться о покупке или списании, организовывать доставку. Один из таких прессов для «Аники» пришлось везти из Минска.
Раньше многое из приобретенного нами оборудования выполняло другие задачи. Станки и прессы нужно было адаптировать под себя. Пришлось оснащать их новой электрикой, гидравлической системой, системой подачи воздуха. Фактически каждый раз приходилось создавать новую технологию и обучать сотрудников работе с ней, — говорит сооснователь предприятия.
Еще один вызов — кадры. В 2024 г. с этой проблемой столкнулись многие компании. Но одно дело найти сотрудников для выполнения офисных задач, другое — для выполнения ручных операций на производстве, требующих высокой квалификации.
Сейчас на «Анике» работают 38 человек, среди них как вчерашние студенты, которые в детстве хотели заниматься ремесленной работой, так и взрослые люди, которые уже состоялись в других профессиях. Каждый новый сотрудник проходит обучение.
Выдерживают не все — это физически сложная работа. Поэтому остаются только увлеченные люди. Однако по сравнению с другими заводами здесь более комфортный график — сотрудники начинают работать с 9 утра, могут сами планировать свою нагрузку, потому что зарплата сдельная.
Интересно, что среди наших сотрудников много людей с высшим образованием — причем не только инженерным, но и юридическим, педагогическим, художественным. Например, недавно к нам пришла женщина, которая 20 лет работала бухгалтером, но в какой-то момент поняла, что больше не хочет этим заниматься. Еще один сотрудник до прихода к нам работал на руководящих должностях, развивал собственный бизнес, но однажды решил резко все поменять в жизни. Мы его долго отговаривали, но он остался: стал профессионально расти в цехе, позже — обучать других сотрудников, а не так давно мы назначили его директором по производству, — рассказывает Ильдар Аблиев.
Каждый месяц на «Анике» производят около 600-800 топоров и еще несколько сотен других изделий. Клинки топоров делают из стали, рукоятки — из ясеня, который закупают в Краснодарском крае. Продукция продается в партнерских магазинах, которые специализируются на инструменте или продукции для охотников, на специализированных выставках, а также на маркетплейсах. Некоторые покупатели лично приезжают на производство в Верхнюю Пышму.
По словам Ильдара, число почитателей бренда растет, в том числе благодаря тому, что команда активно ведет собственный блог и отсылает свою продукцию для тестирования другим блогерам:
Мы вкладываем много сил в то, чтобы развивать не только производство, но и комьюнити людей, которые разделяют наши интересы. Прекрасно понимаем, что им хотелось бы не только следить за нашими блогами. Сначала в рамках выставок стали оборудовать площадки, где покупатели могли бы протестировать продукцию и пообщаться между собой. А около двух лет назад решили заняться организацией соревнований по рубке бревен на скорость. Сначала казалось, это будет просто, но со временем это превратилось в отдельное направление нашей деятельности.
В организации соревнований есть множество нюансов — от решения административных вопросов до поиска бревен с нужными характеристиками. Так, в Екатеринбурге представители «Аники» договариваются с лесозаготовщиками о закупке калиброванных бревен из определенного вида сосны с определенной влажностью. Уже на предприятии их проверяют и делают заготовки, которые отправляются на площадку соревнований.
К настоящему моменту соревнования по рубке бревен удалось провести не только в Екатеринбурге, но также в Санкт-Петербурге и Москве. На них собиралось около 30 участников. Все они проходили предварительный отбор — организаторы допускали до соревнований только тех, кто предварительно прислал видео, подтверждающее, что они действительно умеют рубить бревна.
С каждым годом количество участников растет. Последние соревнования в Москве прошли на довольно высоком уровне. Мы видим, что людям уже неинтересно просто участвовать. Они начинают тренироваться, улучшать свои навыки, чтобы победить. В Европе и Америке подобные соревнования проходят уже много лет и собирают целые стадионы. Для России это пока уникальная история. Но надеюсь, что со временем и нам удастся сделать масштабный и узнаваемый проект, который будет объединять большое количество людей со всей страны.
В материале использованы фотографии, предоставленные героем материала, а также фотографии DK.RU.
Ранее на DK.RU:
>>> За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов
>>> Как основатели te Gusto построили «сладкий бизнес» на деньги от семечек