Вместо Вадима Воробьева пост главного исполнительного директора «Лукойла» занял Сергей Кочкуров. Перемен для бизнеса не последует, но сам факт работы в энергокомпании становится санкционным риском.
Совет директоров «Лукойла» принял решение досрочно прекратить полномочия главного исполнительного директора компании Вадима Воробьева и назначить на этот пост Сергея Кочкурова.
До этого назначения Сергей Кочкуров возглавлял ООО «Лукойл – Западная Сибирь» (с апреля 2012 г. по апрель 2019 г.), после был вице-президентом по производственному сервису, затем вице-президентом по добыче нефти и газа в России в «Лукойле».
Вадим Воробьев проработал главой «Лукойла» чуть менее трех лет. Он был назначен врио президента компании 22 апреля 2022 г., после ухода Вагита Алекперова, а в конце мая того же года собрание акционеров утвердило его кандидатуру на посту президента (в декабре 2022 г. в компании была введена должность главного исполнительного директора).
Эксперты связывают перемены в управлении нефтяным холдингом с тем, что 10 января 2025 г. Воробьев был включен в санкционный список США. Это стандартная практика, сказал «Ведомостям» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Произведенные кадровые изменения позволят избежать ситуации, при которой «санкционная “токсичность” передается на компанию», пояснил он.
Напомним, по той же причине пост президента «Лукойла» в апреле 2022 г. покинул крупнейший акционер компании Вагит Алекперов.
Эксперты уверены, что перестановки никак не скажутся на текущей работе «Лукойла», поскольку все решения принимает совет директоров, избираемый акционерами, а роль топ-менеджеров не столь велика.
Напомним, в ноябре 2024 г. США ввели против России ограничения, под которые попало более 50 российских банков с международными связями, более 40 российских регистраторов ценных бумаг и 15 физлиц. После этого США предупредили, что еще один пакет санкций будет введен в январе, до сложения полномочий действующей администрацией.
10 января Управление по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) ввело санкции против «Газпром нефти», ее главы Александра Дюкова и «Сургутнефтегаза». Также в санкционный список попали: страховая компания «Ингосстрах», группа «Альфастрахование», «Газпром СПГ Портовая» и «Газпром шельфпроект», «Ачимгаз», «Русгазбурения», совместное предприятие «Газпрома» и «Лукойла» — «Лаявожнефтегаз» и др.
Несмотря на то что санкции в отношении нефтяных компаний вводились и раньше, новый список показывает, что теперь «сам факт принадлежности к энергетическому сектору России является достаточным основанием для блокирующих санкций», сказал изданию директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев.
Ранее DK.RU рассказывал, что Минфин РФ отказал «Лукойлу» в инвестиционной поддержке строительства новых топливных установок на Волгоградском НПЗ. Проект оценивается в 94 млрд руб. и предполагает годовой выпуск 1,2 млн тонн дизтоплива и 200 тыс. тонн масел.