Механизм прорабатывается в Минпромторге. Маркеплейсам это выгодно, так как освободится часть вкладов для хранения, а селлерам не придется платить за хранение и утилизацию. А еще есть налоговые льготы.
Комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге обсудила вопрос прямой передачи благотворителям товаров со складов маркетплейсов. Президент Ассоциации представителей электронной торговли Алексей Москаленко заверил «Коммерсант», что изначально инициатива принадлежала селлерам, а Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Wildberries ее поддержали.
Средний срок оборачиваемости товаров на маркетплейсах составляет 45-60 дней, сообщил президент АКИТ Артем Соколов. Товары, которые хранятся дольше, как правило, не распродаются. В итоге селлерам приходится платить за их хранение либо утилизацию, чтобы выставить на продажу новые позиции.
Как правило, бесплатное хранение на складах маркетплейсах длится 90-120 дней, далее товар нужно вывезти либо платить за него. Тарифы при этом варьируются — в среднем это 0,25–0,5 руб. за 1 л в день (исходя из объемов занимаемого пространства).
Основатель агентства «Шольчев» (занимается продвижением на маркетплейсах) Евгений Шольчев рассказал изданию, что за 90 дней невостребованным остается около 30% отгружаемых товаров. «Это может быть качественная продукция, которая была выпущена, например, в непопулярном цвете», — поясняет он.
Кроме того, на складах может «зависнуть» неликвидный товар, и это создает сложности для маркетплейсов, которым необходимо свободное пространство для складирования в период высокого спроса.
Сейчас площадки стимулируют селлеров продавать невостребованную продукцию с дисконтом, но не всем это выгодно, поскольку влияет на продажу других, востребованных позиций. Залежавшийся сверх меры товар продавцы в итоге вынуждены утилизировать, и это иногда дешевле, чем платить за дополнительное время хранения.
Как говорит член комиссии при Минпромторге Ефим Алдухов, для селлеров может быть предпочтительнее передача таких товаров благотворительным организациям. Это позволит получить налоговые преференции. Если облагаемая база — это разница доходов и расходов, стоимость товаров может быть отнесена к расходам, составляя до 1% годовой выручки, поясняет он.
Сейчас Минпромторг совместно с несколькими некоммерческими организациями (НКО) прорабатывают вопрос передачи им товаров с низкой оборачиваемостью. Они могут быть направлены, например, в регионы вблизи боевых действий.
Трудность в том, как связать НКО с конкретной площадкой, исключив возможности злоупотреблений. Кроме того, эксперты говорят, что маркетплейсы не могут сами передавать залежавшиеся товары благополучателям, поскольку не являются их владельцами. Если инициатива будет одобрена, то соответствующий пункт нужно будет прописывать в договоре между маркетплейсом и продавцом.
Как сообщалось ранее, в 2024 г. на российских маркетплейсах заметно росло число новых брендов. Особенный рост зафиксирован в сегменте женского белья (на 28% год к году), постельных принадлежностей и товаров для авто — по 27%. Можно предположить, что число новых брендов растет вслед за увеличением количества продавцов — за 2024 г. их стало больше в два раза, до 700 тыс.
Как ранее рассказывал DK.RU, к концу 2024 г. онлайн-продажи одежды, обуви и аксессуаров в России выросли в два раза по сравнению с показателями 2023 г. В топ самых популярных товаров в категории Fashion вошли: футболки и топы, брюки, джинсы, трикотаж (джемперы, толстовки, кардиганы), домашняя одежда, платья и верхняя одежда. Наибольший прирост показали футболки и топы — 170%, брюки — 160% и джинсы — 140%.