Меню

Приколы, факапы и неожиданные способы продвижения туристического бизнеса на Среднем Урале

Автор фото: Моника Черная. Иллюстрация: Группа БУТ в VK

Немногие готовы делиться опытом, полученным на ошибках. Но представители турбизнеса считают, что любую ситуацию можно использовать с выгодой, они рассказали, как им это удается.

Недавно DK.RU провел круглый стол для представителей туристического сообщества, на котором наши спикеры поделились итогами работы в 2024 г. Год выдался непростой, и они разоткровенничались. Мы, в свою очередь, решили воспользоваться случаем и написать о том, что обычно тактично замалчивается.  

«Это жесть». Об открытых подогреваемых бассейнах на Урале

Просчитывайте экономику, если захотите себе такой аттракцион

Никита Малышев, заместитель директора «Парка Сказов»:

— Модная история открытых подогреваемых бассейнов на Урале — это жесть. Это жесть, если вы не газифицированы. В данном случае это вопрос экономики, потому что цены за постоянный подогрев воды электричеством просто космические.

Летом, согласно ГОСТам, бассейн должен прогреваться до 28 градусов. Мы держим температуру на должном уровне, а туристы все равно жалуются, что им холодно. Зиму мы даже не просчитывали. Не представляю, как можно обеспечить загрузку открытого бассейна с понедельника по пятницу во второй половине января.

Внимание, опасность! Как турбизнес выживает при внезапных отключениях электричества

На электричестве за городом работает все. Попробуйте задобрить клиента, который на отдыхе остался без интернета, еды и туалета

Никита Малышев:

— Загородный туризм постоянно сталкивается с отключением электричества. Живя в Екатеринбурге, я вообще не знал, что это такое. За городом это нормальная история. Конечно, нас всегда спасают генераторы, но изредка бывают казусы. 2 января 2025 г. произошла авария на линии. К сожалению, до этого у нас сломался генератор, а из-за новогодних праздников ремонт затянулся.

И вот первого января все выспались и второго пошел поток туристов, а в 11 утра отключилось электричество. Туалеты, питание, пещера Хозяйки медной горы — вся эта история без света не работает. Я стоял на входе в парк и всем анонсировал отсутствие электричества. Мы предлагали туристам поехать к нашим более счастливым коллегам либо скидку 50%. Кто работает в туризме, знает, что в такой ситуации всегда найдутся те, кто будет грозить скандалом. Так что пришлось весь день работать в потоке негатива.

Мы приняли решение закрываться в уже сгустившихся зимних сумерках (в шестом часу), приняв около тысячи туристов. И буквально в момент, когда я собирался сообщить по телефону о закрытии парка, как в фильме ужасов, тишина и полумрак взорвались ярким светом и громкой музыкой — электричество все-таки дали.

Татьяна Трофимова, директор по развитию загородного клуба «Ключ-Камень», руководитель конкурса-акселератора «Уральские каникулы»:

— У нас электричество выключают чуть ли не через день. Да, нас тоже спасают генераторы. Но в прошлом году на Пасху мы остались без света. Людям негде было приготовить еду. Накануне мы напекли на продажу куличей, собираясь на этом заработать. Но наши администраторы с утра ходили раздавали куличи гостям, потому что еда — это важный эмоциональный фактор в туризме, да и в целом — людей кормить надо.

Особенности уральского маркетинга

Придумывать ничего не нужно, если умеешь действовать по ситуации

Влад Бородин, PR-специалист в сфере туризма:

— В год, когда по всей Свердловской области бушевали пожары, я работал в «Парке Сказов». Однажды наш директор позвонил мне и сказал: «Влад, у нас около забора загорелся лес, мы потушили, расскажи об этом в нашем блоге». Но поскольку тема пожаров была на слуху, а писать просто для блога на сайт мне очень не хотелось, так как мало кто бы это прочел. Поэтому я решил запустить эту тему в СМИ.

Мы написали одному из городских порталов о том, как наш аниматор героически бросился на тушение пожара в чем был — в костюме Бабы Яги. В шесть утра портал выдает новость: «Баба Яга в Парке Сказов предотвратила лесной пожар». И это взорвало интернет. Мне звонили съемочные группы телевизионных каналов, интернет-порталы, новостные агентства. Журналисты требовали фото Бабы Яги на фоне огня, некоторые даже приехали и взяли у нее интервью.

Татьяна Трофимова:

— Загородный клуб «Ключ-Камень» находится на высоком берегу Чусовой, по которой летом постоянно кто-то сплавляется. Мало кто знает, что у нас остались декорации от фильмов, которые снимали на Урале в 1980-1990-х гг. Очень часто туристы проплывают мимо, видят нашу часовню на горе (декорация к фильму «Семен Дежнев») и кричат: «Смотрите, это, наверное, XVII или XVIII век!». А наш шеф-повар Ксения Валерьевна им отвечает: «Шестнадцатый!». Так у нас работает один из самых эффективных инструментов маркетинга — слухи.

Вячеслав Пестриков, директор АНО «Лаборатория внутреннего туризма», сооснователь и главный идеолог проекта «Большая уральская тропа»:

— Однажды мы наугад забросили идею пешего похода по непроходимой тайге. И неожиданно людям это зашло. Мы отправили группу туристов в марш-бросок на 60 км по маршруту Олега Чегодаева и они вернулись… да еще и довольные! Пиар, конечно, важен, тут не надо экономить. У нас огромное количество контент-волонтеров, которые постоянно бесплатно рассказывают, как путешествовали по Большой уральской тропе или какие места знают на Большой уральской тропе, просто потому что им интересно ее исследовать вместе с нами.

Наталья Жердева, директор завода «Фарфор Сысерти»:

— На тропе Сысертская Сотня летом постоянно организовывались забеги для любителей. Мы договорились с организаторами, что на заводе для одной из групп будет элемент квеста — небольшая аттракция на 15 минут. После чего участники продолжат бег. Но они попали в руки сотрудника-энтузиаста, который устроил им не только квест, но и мастер-класс. Да, это было не запланировано, и договоров с нами никто не заключал, но мы увлекли их своим делом, и они расписали у нас много чашек, а потом зашли в наш магазин и накупили сувениров. Все бы хорошо, но их основная программа забега в тот день явно вышла из графика. 

Жажда открытий и разочарования на Большой уральской тропе

Не все поисковые экспедиции возвращаются с находками. Но ведь важен не результат, а процесс

Вячеслав Пестриков:

— Как-то мы сплавлялись по реке Утка, тестировали переход из Уфы в Чусовую для водного маршрута, где самая ближняя стыковка — Утка. Мы увидели что-то старое, ржавое, круглое под берегом в корнях большой сосны, которая нависла над рекой.

Подплыли, но подковырнуть не получилось. Через две недели поехали на это место с металлоискателями и инструментом, взяли с собой историков и археологов. А та сосна упала в воду и все это ушло ко дну. Мы развернули настоящую подводную операцию, но, к сожалению, «пушка» оказалась шайбой. Углеродный анализ показал, что это какая-то часть от подшипника 1980-х. И хотя результат был не таким, как хотелось, в процессе все равно было очень интересно.

Татьяна Юстус, модератор круглого стола:

— Есть ощущение, что туризм на Урале развивается по принципу — голь на выдумки хитра. Не в том смысле, что у нас нет финансирования, а в том, что у нас нет ярких достопримечательностей масштаба Байкала или Эльбруса, но бизнес постоянно что-то придумывает, и люди все равно сюда едут.

Вячеслав Пестриков:

— Да, это все наши комплексы. Когда я поехал в Курганскую область, прочитал в Википедии: «Курганская область находится в окружении успешных регионов». Вот это ход — а почему бы и нет? Практика показывает: если ты что-то начинаешь делать, это начинает становиться востребованным. У меня свое оптимистичнее видение: Урал — это самые доступные горы в России. Но для продвижения его на федеральном уровне нужна смекалка не только бизнеса, но и правительства региона.

Фотографии спикеров: Ирина Смирнова.

Читайте также на DK.RU: Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую мельницу».