На складах автодилеров скопилось огромное количество новых автомобилей. Такое наблюдалось лишь в 2008 г. и в пандемию. Дилеры просят Минпромторг снизить китаизацию рынка.
Эксперты, опрошенные РБК, рассказали, что на складах автодилеров скопилось от 600 до 700 тыс. новых автомобилей. Это намного выше уровня 2024 г. — тогда непроданными оставалось примерно 400 тыс. авто.
Около 500 тыс. машин в текущих стоках — легковые, из них примерно 100 тыс. произведено в России и 400 тыс. приходится на китайский автопром. Еще порядка 100 тыс. авто — это коммерческие авто, средние и тяжелые грузовики и автобусы.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что как минимум с 2008-го и 2020-го рынок не знал подобного затоваривания — тогда это было связано с общим экономическим спадом и логистическими проблемами, возникшими из-за пандемии. Сейчас же одной из главных причин скопления авто на складах стал наплыв на российский рынок китайских марок, который особенно усилился осенью, перед индексацией утилизационного сбора.
При этом в целом в прошлом году авторынок чувствовал себя прекрасно. Напомним, по данным «Автостата», в 2024 г. в России было продано 1,57 млн новых автомобилей (половина — авто из Китая), это на 48,4% больше, чем в 2023 г. В тройке лидеров — Lada (+34,4%.), Haval (+70,6%) и Chery (+32%).
В базовом сценарии агентства на 2025 г. говорится, что продажи новых легковушек снизятся на 10% или до 1,42-1,43 млн штук, в пессимистичном — на 20% или до 1,25 млн машин. Того, что сейчас скопилось на складах, хватит на 4-6 месяцев, оценивают продавцы.
Эксперты считают, что многим автодилерам придется уйти с рынка, особенно тем, кто строил в кредит новые дилерские центры: прежние расчеты окупаемости в четыре-шесть лет больше не действуют, а нынешние продажи не позволяют обслуживать кредитные линии.
Как минимум есть очевидные риски закрытия дилерских центров по причине убытков от прямой деятельности. Под закрытием я имею в виду отказ от нерентабельной франшизы. В первую очередь речь про дилеров марок с низкими объемами продажам и высокими издержками, — говорит гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
Дилеры уже обратились к Минпромторгу с просьбой донастроить прогнозирование по части спроса на авто и упорядочить «наплыв» китайских брендов, поскольку регулятора, который бы этим занимался, на рынке нет.
Между тем дилеры, располагающие широкой сетью в регионах, используют нынешнюю экономическую ситуацию для масштабирования бизнеса. Так, ГК «Рольф», насчитывающая 54 автосалона и 30 автомобильных брендов в портфеле, заявила, что собирается купить завод по производству запчастей, шинный завод, а также начать развивать продажи мотоциклов, писал DK.RU.
Читайте также по этой теме:
>>> Склады российских дилеров затоварены китайскими машинами. Ждать ли скидок?
>>> «Миллиарды идут на оплату процентов банкам». Власти обсуждают меры поддержки для АвтоВАЗа