Меню

Евгений Кобзев: «Нахождение человека в офисе не гарантирует его высокую эффективность»

Иллюстрация: страница Евгения Кобзева в Facebook (соцсеть принадлежит Meta, чья деятельность запрещена в РФ)

Сооснователь компании «Кнопка» — об особенности работы с удаленными сотрудниками в 2025 году и перспективах этого формата в ближайшие несколько лет.

В Екатеринбурге CEO Faust Consulting Сергей Щербинин обсудил с предпринимателями и менеджерами IT-компаний, как управлять удаленными и распределенными командами. DK.RU приводит мнение сооснователя компании «Кнопка» Евгения Кобзева — о том, как он сам относится к удаленному формату и с какими проблемами можно столкнуться, выстраивая работу с такими сотрудниками.  

О влиянии удаленки на эффективность

— Лично я против удаленки, но этот формат плотно вошел в нашу жизнь. В компаниях бывают разные роли, и для некоторых этот формат оправдан — речь о сотрудниках, которые должны показывать понятный результат, который компания может увидеть и оценить.

Приведу пример. Во время ковида мы отправили на удаленку всех наших бухгалтеров и не стали принудительно возвращать их после окончания пандемии. При желании они, конечно, могут приехать поработать  в офисе, но это не массовая практика. К тому же мы стали нанимать бухгалтеров по всей стране, и их удаленность нам никак не мешает.

Звучат предположения, что производительность в офисе существенно выше, чем на удаленке. Но, как мне кажется, нахождение человека в офисе само по себе не гарантирует, что его эффективность будет выше.

То же самое могу сказать и о контроле за выполнением задач. Когда я только начинал свой путь в разработке, у меня был руководитель, который подходил к моему компьютеру и спрашивал:

— Ну что, Жень, получается?
— Получается, — отвечал я, и на этом разговор заканчивался.

Некоторые после выхода на удаленку стали отмечать, что их продуктивность резко возросла. Кто-то, наоборот, говорит, что это случилось после возвращения в офис. Я же искренне верю, что все дело не в месте работы, а в смене обстановки. Два года наблюдал за своей женой: после ухода на удаленку она стала работать эффективнее, но спустя какое-то время все сошло на нет, потому что уклад жизни поменялся, все стало крутиться вокруг дома. После возвращения в офис все встало на свои места.

Определенный всплеск продуктивности может произойти при совместном выполнении задач — например при парном программировании, когда несколько представителей команды контролируют друг друга. Но мы практикуем такой подход и при удаленной работе.

Бывает, что на удаленке сотрудники находят подработку или тратят время на другие проекты. В целом я не против того, чтобы люди получали внешний опыт. Для меня это больше этический вопрос: если мы договорились об этом заранее, я понимаю, зачем это нужно сотруднику, и это не мешает его работе — почему нет?

О специфике работы с удаленщиками

— Снижение эффективности — не единственная проблема, с которой можно столкнуться, работая с удаленными сотрудниками. Например, могут возникнуть сложности в налаживании коммуникации между командой.

Митинги с удаленщиками обычно проводятся по видеосвязи, но не всегда люди включают видео в момент коммуникации. Знаю, что многим это мешает из-за невозможности видеть обратную связь, считывать невербальные сигналы.

Мне кажется, есть разные ситуации. Одно дело, когда в течение нескольких часов сотрудники выполняют общую задачу, например, открыв друг другу доступ к редактированию кода. Другое дело, когда проходит scrum-митинг и мы обсуждаем, как продвигается проект — здесь мне как руководителю важно видеть всех участников совещания.

Чтобы команда эффективно взаимодействовала друг с другом, важно, чтобы удаленные сотрудники встречались офлайн. Если они находятся так далеко друг от друга, что не могут собираться часто, — встречи необходимо проводить хотя бы раз в год.

По своему опыту могу сказать, что совместная работа на одной площадке помогает повысить эффективность, особенно когда вы приступаете к какому-то новому проекту. Около 15 лет назад, когда мы только начинали делать «Эльбу», мы сидели в Екатеринбурге в разных офисах, разных комнатах. Дела шли ни шатко, ни валко. Как только нас посадили в одну комнату, произошел невероятный буст.

Есть мнение, что удаленный формат работы мешает транслировать миссию или ценности компании. Но, как мне кажется, эта проблема может возникнуть вне зависимости от того, в каком формате работают ваши сотрудники. Миссия компании не всегда совпадает с реальными ценностями, которые транслируют своим сотрудникам руководители. Например, на словах они говорят: «Мы всех любим, ценим, не ругаем за ошибки и поддерживаем». Но на деле все оказывается иначе, и такие расхождения не исправить очными встречами.

Конечно, собирать команду вместе полезно, но это вторично. Важнее то, как выстраивается коммуникация в компании, как принимаются решения, какие конкретные действия предпринимаются для того, чтобы пережить тяжелый период, преодолеть кризис. Если сотрудники будут чувствовать поддержку и понимание на всех уровнях и слова руководителей не будут расходиться с делом — команда сплотится и будет показывать результат, даже если работает удаленно.

Тем не менее, как мне кажется, в ближайшие несколько лет многие сотрудники будут отказываться от работы из дома. Уже сейчас я вижу, что люди, которые хотят продвинуться в компании или сделать карьеру, проводят много времени в офисе — чтобы быстрее перенимать практики, решать какие-то вопросы. Ситуация складывается так, что сегодня без этого не обойтись.

Материал подготовлен на основе высказываний Евгения Кобзева на офлайн-встрече #безвотэтоговотвсего в «Точке Кипения»

Ранее на DK.RU: 

>>> «У нас не платят процент с продаж». Евгений Кобзев — о холакратии и бирюзовых компаниях

>>> Российские работодатели перестали бояться удаленки. 44% компаний практикуют такой график