Меню

«Жалоб в два раза больше, чем в предыдущем году». Какие проблемы подарил бизнесу 2024 г.

Автор фото: Вероника Никулина. Иллюстрация: Личный архив Елены Артюх

Елена Артюх рассказала о вызовах, с которыми столкнулись предприниматели, о том, какие недоработки законодательства мешают начинать дело и развиваться, а также — как эти проблемы решает омбудсмен.

О самых распространенных жалобах, системных проблемах и ключевых налоговых рисках рассказала журналистам уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх. DK.RU делится тезисами ее выступления.

— В 2024 г. я, 11 сотрудников аппарата уполномоченного, 33 помощника уполномоченного в муниципалитетах и девяти городах области работали напряженно. Мы рассмотрели около 2 тыс. обращений, это почти в два раза больше, чем в 2023 г. В более чем 45% случаев нами установлены факты нарушений прав предпринимателей и, соответственно, предприняты меры к защите. В тех предприятиях, права которых удалось отстоять, работают более 3 тыс. человек, их годовой оборот более 82 млрд руб. и 6 млрд руб. — налоги, которые предприятия уплачивают в бюджеты всех уровней.

Самые распространенные жалобы предпринимателей

Чаще всего в прошлом году к нам обращались с вопросами, касающимися земельных, имущественных и арендных отношений. 2024 год отмечен жалобами, связанными с документами территориального планирования муниципалитетов, с содержанием генеральных планов, которое препятствовало развитию и ведению предпринимательской деятельности. Над этим мы будем работать совместно с правительством Свердловской области.

Второе место по количеству жалоб и обращений в 2024 г. занимает взаимодействие с правоохранительными органами. Здесь мы совместно с прокуратурой Свердловской области защищаем предпринимателей как от необоснованного уголовного преследования, так и в случаях, когда предприниматели считают себя потерпевшими и не могут самостоятельно найти защиту.

На третьем месте жалобы предпринимателей к предпринимателям. Здесь уполномоченный не может вмешиваться в ситуацию.

Но мы всегда стараемся добиться внесудебного урегулирования конфликтов и организовать переговоры сторон. В прошлом году мы подписали соглашение с отделением международного коммерческого арбитражного суда, который сейчас работает в Екатеринбурге.

В прошлом году мы зафиксировали большой рост жалоб, связанных с размещением нестационарных торговых объектов в Екатеринбурге. Объяснение этому есть — изменение регулирования и подходов к реализации политики в сфере розничной нестационарной торговли. В некоторых случаях решение было найдено в досудебном порядке, но достаточно большое количество дел мы ведем в суде.

Можно отметить снижение числа жалоб на налоговые органы, хотя определенный объем обращений остается, как и производство дел на эту тему в судах.

Вопросы персональной ответственности должны симметрично решаться как по отношению к бизнесу, так и к чиновникам, принимающим решения, неправомерность которых подтверждена в судах.

Также в прошлом году зафиксировано системное обращение предпринимателей-участников внешнеэкономической деятельности относительно решений таможенных органов. Несколько дел рассматривается в суде. Пока они не завершены, мы не можем говорить о результатах.

Решение системных затруднений 

Совместно с деловыми объединениями в 2024 г. нам удалось сохранить набор преференций по налогу на имущество организаций. Может, и не в том объеме, в каком планировалось, но тем не менее. То есть в Свердловской области все еще не максимальные налоговые ставки, как это могло бы быть по Налоговому кодексу.

В Свердловской области до 2027 г. продлено действие налоговых каникул для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. У инвесторов расширена возможность пользоваться инвестиционным налоговым вычетом — это к вопросу о внедрении инвестиционных стандартов, к развитию законодательства по поддержке инвесторов в Свердловской области.

Удалось не допустить трудновыполнимых или вообще невыполнимых требований по регулированию деятельности легковых такси. Пока эти очень дорогие для бизнеса решения не приняты.

Пока удается во внесудебном порядке регулировать определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Примерно в 60% заявлений мы пересматриваем кадастровую стоимость, устанавливая ее в размере рыночной, снижая в среднем на 30-35%.

Комиссия при инвестиционном комитете по внесудебному урегулированию конфликтов между инвесторами и контрольно-надзорными органами выявляет системные проблемы предпринимателей. Этим она как инструмент и интересна. Я уже упоминала тему, связанную с качеством и состоянием документов территориального планирования. На мой взгляд, их надо не только системно править. Они нуждаются в федеральном регулировании. На сегодня мы фиксируем много нестыковок между законодательством о землепользовании, о недропользовании, в лесном законодательстве и градостроительном.

Если их все положить на один стол и попытаться решить задачу инвестора, который нуждается в применении этих четырех глобальных федеральных актов, мы найдем множество нестыковок, которые на практике тормозят реализацию того или иного проекта. Выявляя такие нестыковки, мы помогаем им двигаться дальше.

Ключевые налоговые риски для бизнеса

На сегодня мы фиксируем несколько ключевых рисков для предпринимательства, связанных с существенным ростом фискальных издержек. Это следствие изменения налогового законодательства на федеральном уровне и синхронизации с ним деятельности ведомств в регионах и муниципалитетах. На мой взгляд, текущий рост налогов сложно переварить и остаться на том же уровне доходности, а получение прибыли — это ключевая задача бизнеса.

Первое. Мы будем мониторить реализацию новой налоговой обязанности для плательщиков упрощенной системы налогообложения. Есть множество вопросов по применению налоговой амнистии. Будем вместе наблюдать и формировать дальнейшие предложения по налоговой донастройке.

Втрое. Мы собираемся вернуться к донастройке об ограничении на федеральном уровне роста налога на имущество организаций, рассчитываемого от кадастровой стоимости. Мы хотим предложить вернуться к ограничению роста такого налога на 10% в год. Дискуссия об этом уже была, но сейчас как будто затихла.

Третье. Мы будем продолжать работать с недавно введенным с этого года в ряде муниципалитетов Свердловской области туристического налога. Нужно посмотреть, как он будет работать, какие категории лиц будут вовлечены в оплату этого налога, и, конечно, надо будет работать над его донастройкой. На мой взгляд, там все непросто.

Четвертое. Будем продолжать работать над совершенствованием регулирования нестационарной торговли с учетом объема обращений, который мы сегодня имеем.

Пятое. Обратим особое внимание на категорию предпринимателей, которые возвращаются с СВО, чтобы их подержать с точки зрения налогов.

Читайте также на DK.RU: «Главное — не попадать в поле зрения властей, тихо лежать, притворившись полумертвым».