Елена Артюх рассказала о вызовах, с которыми столкнулись предприниматели, о том, какие недоработки законодательства мешают начинать дело и развиваться, а также — как эти проблемы решает омбудсмен.
О самых распространенных жалобах, системных проблемах и ключевых налоговых рисках рассказала журналистам уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.
— В 2024 г. я, 11 сотрудников аппарата уполномоченного, 33 помощника уполномоченного в муниципалитетах и девяти городах области работали напряженно. Рассмотрели около 2 тыс. обращений, это почти в два раза больше, чем в 2023 г. В более чем 45% случаев с ними были установлены факты нарушений прав предпринимателей и, соответственно, предприняты меры к защите. В тех предприятиях, права которых удалось отстоять, работают более 3 тыс. человек, их годовой оборот более 82 млрд руб. и 6 млрд руб. — налоги, которые предприятия уплачивают в бюджеты всех уровней.
Самые распространенные жалобы предпринимателей
Чаще всего в прошлом году предприниматели обращались с вопросами, касающимися земельных, имущественных и арендных отношений. 2024 год отмечен жалобами, связанными с документами территориального планирования муниципалитетов, с содержанием генеральных планов, которое препятствовало развитию и ведению предпринимательской деятельности. Над этим мы будем работать совместно с правительством Свердловской области.
Второе место по количеству жалоб и обращений в 2024 г. занимает взаимодействие с правоохранительными органами. На третьем месте жалобы предпринимателей к предпринимателям. Здесь уполномоченный не может вмешиваться в ситуацию.
В прошлом году был зафиксирован большой рост жалоб, связанных с размещением нестационарных торговых объектов в Екатеринбурге. Объяснение этому есть — изменение регулирования и подходов к реализации политики в сфере розничной нестационарной торговли. В некоторых случаях решение было найдено в досудебном порядке, но достаточно большое количество дел ведется в суде.
Отмечается снижение числа жалоб на налоговые органы, хотя определенный объем обращений остается, как и производство дел на эту тему в судах.
Также в прошлом году зафиксировано системное обращение предпринимателей-участников внешнеэкономической деятельности относительно решений таможенных органов. Несколько дел рассматривается в суде. Пока они не завершены.
Решение системных затруднений
Совместно с деловыми объединениями в 2024 г. удалось сохранить набор преференций по налогу на имущество организаций. Может, и не в том объеме, в каком планировалось, но тем не менее. То есть в Свердловской области все еще не максимальные налоговые ставки, как это могло бы быть по Налоговому кодексу.
В Свердловской области до 2027 г. продлено действие налоговых каникул для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. У инвесторов расширена возможность пользоваться инвестиционным налоговым вычетом — это к вопросу о внедрении инвестиционных стандартов, к развитию законодательства по поддержке инвесторов в Свердловской области.
Удалось не допустить трудновыполнимых или вообще невыполнимых требований по регулированию деятельности легковых такси. Пока эти очень дорогие для бизнеса решения не приняты.
Пока удается во внесудебном порядке регулировать определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Примерно в 60% заявлений мы пересматриваем кадастровую стоимость, устанавливая ее в размере рыночной, снижая в среднем на 30-35%.
Комиссия при инвестиционном комитете по внесудебному урегулированию конфликтов между инвесторами и контрольно-надзорными органами выявляет системные проблемы предпринимателей. Этим она как инструмент и интересна.
Ключевые налоговые риски для бизнеса
На пресс-конференции было зафиксировано несколько ключевых рисков для предпринимательства, связанных с существенным ростом фискальных издержек. Это следствие изменения налогового законодательства на федеральном уровне и синхронизации с ним деятельности ведомств в регионах и муниципалитетах.
Первое. Есть множество вопросов по применению налоговой амнистии.
Втрое. Рост налога на имущество организаций, рассчитываемого от кадастровой стоимости. Есть предложение вернуться к ограничению роста такого налога на 10% в год. Дискуссия об этом уже была, но сейчас как будто затихла.
Третье. Туристический налог, введенный в ряде муниципалитетов Свердловской области. Нужно посмотреть, как он будет работать, какие категории лиц будут вовлечены в оплату этого налога, и, конечно, надо будет работать над его донастройкой.
Четвертое. Регулирование нестационарной торговли с учетом объема обращений.
Читайте также на DK.RU: «Главное — не попадать в поле зрения властей, тихо лежать, притворившись полумертвым».