Меню

Как строить и чинить дороги, чтобы их хватило на годы

Иллюстрация: Трест «Уралтрансспецстрой»

Экономический эффект от строительства и ремонта дорог по цене контракта был бы гораздо выше, чем от экономии на 10%, которую потом съедят увеличенные сроки.

Качество ремонта и строительства дорог на Урале за последние 10 лет сильно выросло, констатирует руководитель Треста «Уралтрансспецстрой» Борис Ригер. Этому есть несколько причин: освоение и внедрение новых технологий, техническая модернизация и появление новых, более эффективных машин, а также развитие материально-производственной базы и более качественное корпоративное управление.

В этом году Тресту исполняется 70 лет, и к этому возрасту предприятие накопило огромный опыт, который сегодня позволяет справляться с самыми сложными и большими объектами, говорит руководитель УТСС. Он рассказал, как будет развиваться транспортный каркас Екатеринбурга, почему снижение стоимости госконтрактов на ремонт дорог — крайне сомнительная история и как качественно строить дороги.

Как ремонтировать дороги качественно и вовремя

Все компании в отрасли строительства и ремонта дорог находятся в одинаковых условиях с точки зрения контрактов, и рынок сегодня держит сферу в ежовых рукавицах, констатирует Борис Ригер. Обеспечивать высокое качество и выдерживать конкуренцию можно только при системном подходе к управлению производственными процессами. 

Трест УТСС обладает производственно-складскими мощностями, которые позволяют формировать запас необходимых ресурсов, а слияние с Уральским горнопромышленным холдингом сформировало цепочку полного цикла: производство материалов, строгий контроль их качества и сроков поставки, использование в строительстве дорог. Это позволяет тресту равномерно распределить загрузку своих производственных мощностей в течение всего сезона, чтобы исполнить обязательства и по строительству, и по ремонту дорожной сети. Равномерная загрузка позволяет избежать убытков и обеспечивать высокое качество и своевременность выполнения работ.

 

Совершенствование технологий и обновление парка машин — еще один важный пункт. УТСС использует качественную современную технику, обновляет автопарк. Так, в прошлом году Трест приобрел перегружатель, который позволяет устранить температурную и зерновую сегрегацию, которая влияет на ровность укладки верхнего слоя асфальта.

Кроме того, «Уралтрансспецстрой» работает над переходом к новой технологии асфальтобетона — объемно-функциональному проектированию. Этот стандарт увеличивает долговечность дорожного покрытия — ремонтировать дороги, сделанные по такой технологии, нужно будет реже. Будет применяться более жесткая смесь, которая устойчивее к образованию колеи и позволяет сохранить шероховатость покрытия для хорошего сцепления дороги с шинами. Пока Свердловская область не перешла на этот стандарт, но это произойдет в течение нескольких лет.

УТСС также освоил производство асфальтобетона разного цвета, красного, зеленого и так далее — это может быть перспективно с точки зрения разделения транспортных потоков, так как в последние годы в Екатеринбурге появилось много электросамокатов и велосипедов.

Про необходимость изменения норм

Чтобы дорожное полотно не так быстро изнашивалось, необходимо корректировать нормативы. Документация и методы расчета не учитывают сегодняшнего трафика и высокой нагрузки на дороги — это объективные факторы, которое нужно принимать во внимание. Однако быстрое появление колеи говорит в том числе о нарушении строительной технологии.

Добросовестные компании не могут себе позволить снижение цены контракта больше чем на 5-6%, потому что маржинальность дорожно-строительных работ не настолько высока. При этом некоторые фирмы демпингуют на дорожных торгах и снижают начальную цену контракта на 25-30%. И это одназначно приводит к ухудшению качества производимых работ.

Нужно всегда смотреть на ситуацию комплексно: не только по какой стоимости произведена закупка, но и на то, возникли ли за период эксплуатации гарантийные обязательства и насколько вообще эксплуатационные характеристики сооружения соответствуют заявленному сроку службы, предупреждает Борис Ригер. Попытка сэкономить на материалах и технологиях однозначно приведет к ухудшению качества. Если подрядчик снизил стоимость контракта на торгах на большой процент, надо четко понимать: вероятность того, что все работы будут выполнены качественно, в полном объеме и в поставленные сроки, очень сомнительна.

 

У каждого объекта есть сметная стоимость, которая проходит государственную экспертизу — то есть стоимость объекта оценена государством и подтверждена. За такую стоимость объект можно быстро построить и ввести в эксплуатацию. Я считаю, что от этого экономический эффект был бы гораздо выше, чем от призрачного снижения на 10%, из-за которого увеличенные сроки строительства и накладные расходы съедят всю экономию на изначальной цене контракта, — говорит руководитель УТТС.

Про развитие дорожного каркаса Екатеринбурга

— Строительство новой кольцевой автодороги вокруг столицы Урала неизбежно, этот вопрос встанет, когда город подойдет к внутренним границам ЕКАДа — Екатеринбург разрастается гораздо быстрее, чем строят дороги, — рассказывает Борис Ригер. — Уже сейчас нужно срочно заниматься реконструкцией северного полукольца ЕКАДа, чтобы дорога была шестиполосной на всем своем протяжении: в этом году закончится благоустройство трассы М-12 на Пермском тракте, плотность трафика вырастет, скорость автомобильного потока и пропускная способность упадут. 

УТСС разработал проектную документацию на первый этап реконструкции участка северного полукольца ЕКАД длиной 14 км, от Тюменского тракта до Режевского, и будет стремиться приступить к работам в следующем году.

А после того как будет решен вопрос расширения ЕКАДа, примерно через 10 лет, необходимо будет вести речь о строительстве еще одного кольца диаметром примерно 60 км.

В Академическом районе Екатеринбурга, где строительство дорог отстает от жилого строительства, следует построить два выезда на ЕКАД, с улиц Амундсена и с Вильгельма де Геннина. Они позволят разгрузить эти же улицы по направлению к центру примерно вполовину.

Еще один большой проект — реконструкция улицы Татищева — по мнению руководителя Треста, самый грандиозный и интересный (реконструкция ул. Татищева от ул. Красноуральской до ул. Юрия Лоцманова пройдет в несколько этапов: будет запущено по три полосы движения в каждую сторону, трамвайная линия, проведено благоустройство — прим. ред.). «Уралтрансспецстрой» выполнил большую часть работ, связанную с заменой слабых грунтов, и в этом году будет заходить в городскую застройку.

Справка DK.RU

 
Трест «Уралтрансспецстрой» — старейшее специализированное строительное предприятие Урала, созданное в 1955 г.
Занимается строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, реконструкцией и созданием инженерных сетей, а также уличным благоустройством.
В 2023 г. Трест вошел в состав Уральского горнопромышленного холдинга.
Знаковые объекты Треста «Уралтрансспецстрой» за последние годы:
  • строительство третьего пускового комплекса ЕКАДа;
  • строительство трамвайной линии в Академический район и ее запуск на год раньше срока;
  • строительство новой улично-дорожной сети в Академическом районе;
  • строительство объектов, связанных с проведением Международного фестиваля студенческого спорта в 2023 г.
 

Читайте также на DK.RU: Четыре сезона вместо обычных трех. Как строят дороги, когда все страшно подорожало