Директор NetAngels Антон Халиков объяснил, как с их помощью компании смогут экономить время и деньги, и справится ли с их внедрением малый бизнес.
В России продолжают развиваться технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ), появляются все более совершенные алгоритмы и модели. Одним из главных трендов 2025 г. представители IT-отрасли называют рост популярности ИИ-агентов, способных без участия человека решать заранее определенные задачи.
Директор NetAngels Антон Халиков рассказал DK.RU, что представляют собой такие агенты, где используются и что необходимо, чтобы внедрить их в процессы компании.
Зачем нужны ИИ-агенты?
— ИИ-агенты — это небольшие куски программного кода, которые позволяют сервису самостоятельно решать задачи, используя возможности искусственного интеллекта. Пользователь ставит цель, а агент самостоятельно ее достигает, взаимодействуя с окружающей средой.
Появление ИИ-агентов существенно облегчило жизнь разработчикам. Раньше для решения подобных задач программным путем приходилось привлекать большое количество высококвалифицированных специалистов. Сейчас достаточно определить, какие ветки диалога могут возникнуть, и дать нейронной сети инструменты — дальше она самостоятельно ведет диалог с пользователем.
Многие из нас периодически сталкиваются с ИИ-агентами. Например, их используют сервисы по подбору авиабилетов — чтобы на основе информации из внешних источников определить удобные и дешевые способы, как добраться из точки А в точку Б.
Другой пример — Робот Макс в «Госуслугах». Это не просто чат-бот, а полноценный сервис, который не только помогает пользователям ориентироваться на портале, но и отвечает на их вопросы, рассказывает, как получить услуги, помогает запросить справки, и все это без участия человека. «Под капотом» это работает как обученная нейронная сеть, которая на основе заданных алгоритмов самостоятельно принимает решения, как вести диалог и какую информацию предоставить.
В настоящий момент мы наблюдаем некоторую смену парадигмы. До недавнего времени нормой считалось большое количество кнопок в приложениях, которые постоянно перемещались из раздела в раздел, меняли дизайн и дезориентировали пользователей. А сейчас разработчики не только «Госуслуг», но и других приложений, например банковских, начинают внедрять диалоговые окна, где можно человеческим языком сформулировать свой запрос и с помощью ИИ-агентов оперативно получить консультацию или какую-то услугу.
Чем ИИ-агенты полезны бизнесу?
Спектр применения таких агентов достаточно широкий. Уже реализовано немало кейсов, связанных с использованием ИИ-агентов в качестве инструментов для оптимизации работы технической поддержки. Но это не единственная польза, которую компании могут получить от их внедрения.
Еще одна популярная тема — рекомендательные технологии. Они активно применяются в маркетплейсах или крупных интернет-магазинах: система анализирует поведение пользователя или сформированную им корзину и предлагает дополнительные товары. Например, видя, что человек приобретает кофе-машину, она может посоветовать купить кофейные зерна. Технология уже показала свою эффективность — например, в Amazon несколько лет назад заявили, что персонализированные рекомендации позволили компании обеспечить около 30% продаж.
Раньше маленькая компания должна была оплачивать работу сотрудника, который будет круглосуточно сидеть в чате, принимать заказы и предлагать дополнительные позиции, чтобы повысить средний чек. Сейчас можно снизить траты на персонал и инвестировать в создание ИИ-агента, который будет в чатах консультировать клиентов.
Тем более, виртуальный сотрудник, в отличие от человека, не ходит в отпуск, не болеет, не жалуется на высокую нагрузку в периоды повышенного спроса. В западных странах малый бизнес достаточно активно использует таких ИИ-ассистентов в качестве менеджеров по взаимодействию с клиентами и для продаж. Плюсов много — от снижения издержек на персонал до возможности оформлять заказы круглосуточно.
Также бизнес использует ИИ-агентов для складского учета. Сегодня доступны решения, которые позволяют на основе данных о спросе и предложении формировать оптимальные стратегии закупок — чтобы, с одной стороны, в наличии было все необходимое, а с другой, не было переизбытка товаров на складе. И практика показывает, что такие задачи нейросети решают намного эффективнее, чем человек.
С помощью ИИ-агентов можно вести часть бухгалтерии — оплачивать счета, разносить входящие платежи. Например, у нас в NetAngels эти задачи решаются с помощью нейронной сети, в подавляющем большинстве случаев именно она определяет, на какой счет зачислить входящий платеж.
Также с помощью ИИ-агентов можно решить некоторые кадровые вопросы — например, организовать обучение новых сотрудников. Обычно для этого выделяется более опытный специалист. Он тратит на консультирование время, которое мог бы тратить на выполнение непосредственных обязанностей.
По своему опыту могу сказать, что это серьезная проблема. У нас в компании тоже есть институт наставничества — за каждым молодым сотрудником закрепляется более опытный коллега, который помогает ему разобраться в большом количестве информации, необходимой для выполнения обязанностей. Сейчас мы работаем над созданием ИИ-ассистента, который будет отвечать на вопросы новичков, сократит срок их адаптации на новом месте и поможет нам снизить издержки.
Что тормозит внедрение ИИ-агентов?
Пока эта технология не очень распространена в России и неизвестна многим компаниям. Вероятно, поэтому у нас пока нет устойчивого спроса на такие решения.
На Западе спрос на ИИ-агентов высокий и создаются они там достаточно легко — есть множество платформ, которые предоставляют конструкторы для разработки. В России эти платформы, к сожалению, легально недоступны. А попытки взаимодействия с западными поставщиками решений в условиях санкций рискованны, поскольку сервис может в любой момент прекратить работу.
Отечественные решения для создания ИИ-агентов существуют, но их катастрофически мало. Поэтому многие из тех, кто встает на этот путь, вынуждены заниматься разработкой самостоятельно, вкладывая серьезные средства. С одной стороны, это дорого. С другой, инвестируя в создание такого инструмента сегодня, вы получите конкурентное преимущество завтра.
Мы не занимаемся разработкой ИИ-агентов напрямую, но создаем инфраструктуру, которая позволит другим компаниям самостоятельно разрабатывать их для решения своих задач.
- Во-первых, у нас есть мощные виртуальные сервисы и другие ресурсы с видеокартами, которые необходимы для развертывания нейросетей и обеспечения их высокой производительности.
- Во-вторых, сейчас мы занимаемся разработкой программного интерфейса для доступа к нейронным сетям. Он позволит бизнесам без необходимости заказа серверов и сложных настроек запускать на своих сайтах или ресурсах диалоговые окна для взаимодействия с клиентами. Имея такой инструмент, средний программист без труда запустит бот для решения задач компании — записи на прием, оформления заказов и др.
В прошлом году основатель Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) Марк Цукерберг заявил, что в ближайшем будущем у каждого бизнеса будет свой ИИ-агент, а со временем количество агентов превысит число людей на планете. Аналогичные прогнозы озвучивали и представители Microsoft.
В технологии ИИ-агентов видят большие перспективы, связанные с повышением эффективности, снижением издержек, улучшением качества обслуживания клиентов. Она открывает новые возможности для бизнеса и общества в целом.
Считается, что 2025 г. станет бумом разработки таких решений, но прежде всего — в западном мире. Очень хотелось бы, чтобы и мы в России не отставали.
Ранее на DK.RU: «Нет волшебного промпта, который напишет за вас «Войну и мир». Придется потратить время»