Меню

Дефицит кадров, тендеры и таможня: что мешает развиваться производителям освещения

директор «Аберлихт» Александр Ильин. Иллюстрация: DK.RU

Директор уральского предприятия «Аберлихт» — о секретах развития на высококонкурентном рынке, импорте комплектующих и планах по расширению географии поставок.

Сегодня сложно представить проекты благоустройства и дизайна интерьера без светодиодного оборудования. В России эта отрасль возникла в нулевые на волне вытеснения традиционных ламп. Сегодня светодиодное оборудование производит около тысячи предприятий, несколько базируются в Свердловской области. В их числе «Аберлихт»: более 10 лет назад компания начинала с продажи светильников, а шесть лет назад запустила собственное производство.

В интервью DK.RU директор предприятия Александр Ильин рассказал, как удалось найти свою нишу, зачем кооперироваться с крупными дистрибьюторами и как сохранить сотрудников при переезде предприятия в другой город.

Насколько ваше производство зависимо от импортных компонентов?

— Пока мы вынужденно завозим из Китая основной компонент — светодиоды. В мире их и производят только несколько стран — США, Япония, Корея и Китай. Все игроки отечественного рынка светотехнического оборудования ждут, когда в России наладят производство этих полупроводников. В остальном степень локализации увеличивается — пластиковую и металлическую оболочку провода, корпуса, а также другие материалы и компоненты мы закупаем в России.

В прошлом году российские компании столкнулись с проблемами при проведении платежей в Китай. Сейчас импортировать комплектующие проще?

— Ситуация с платежами нормализовалась, но остаются другие сложности. Например, чтобы оплатить комплектующие, необходимо внести обеспечительный платеж — чтобы таможенные органы были уверены, что мы завозим товар в страну, а не вывозим из нее деньги.

Фактически, мы замораживаем на срок до полугода большие суммы, которые могли бы тратить на решение операционных задач или свое развитие.

Что сегодня представляет собой процесс создания светильников? И как развиваются ваши производственные мощности?

— У нас есть собственный инженерный отдел, который разрабатывает оборудование и занимается проектами для конкретных заказчиков — выезжает на их площадки, проводит энергоаудит, подбирает оборудование с оптимальными характеристиками. Сборкой светильников мы тоже занимаемся самостоятельно, самостоятельно тестируем продукцию и проверяем ее качество. В производстве задействовано около 50 человек, в месяц мы делаем около 10 тыс. изделий.

Сейчас мы завершаем переезд из Екатеринбурга на нашу площадку в Ревду, уже перевезли станки, печи, сборочные линии. Будем базироваться на площадке группы компаний «Энергомикс», в состав которой мы вошли в прошлом году. Это федеральный дистрибьютор, с помощью которого мы рассчитываем расширить область применения своей продукции и географию, в частности, выйти на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Тем более что нам там выделили достаточно серьезные площади, с перспективой, для нашего роста.

После переезда вам пришлось заново набирать штат сотрудников?

— К счастью, нам удалось сохранить костяк квалифицированных специалистов, которые составляют основу нашего производства — это сотрудники не только из Екатеринбурга, но и из Березовского. Чтобы заинтересовать их, со всеми работали индивидуально: одним предоставили льготы или дополнительные выплаты, другим организовали доставку до места работы.

Мы, как и многие другие предприятия, испытываем дефицит квалифицированных рабочих, в первую очередь сборщиков. Чтобы новые сотрудники плотно вошли в дело и научились делать продукцию без брака, на их обучение и адаптацию необходимо потратить несколько месяцев. Поэтому сохранение кадров при переезде стало для нас очень важной задачей.

С каждым годом конкуренция на рынке растет. Как вы ищете новые возможности для роста?

— Мы всегда ориентируемся на запросы потребителей, на то, что востребовано рынком. Когда-то мы начинали с энергосервисных контрактов по уличному освещению. Затем стали заниматься освещением территорий школ и детских садов, когда у них возникла потребность в установке энергоэффективного оборудования. Сейчас также плотно занимаемся освещением офисных, складских площадей, заходим в торговые сети.

На первый взгляд кажется, что это простые и понятные проекты, но здесь есть много нюансов. Например, сейчас идет тендер на освещение магазинов крупной федеральной сети по всей стране — они рассчитывают закупить светильники с гарантией в 7 лет, которые будут работать в круглосуточном режиме. Приходится объяснить потенциальному заказчику, почему это невозможно с технической точки зрения.

Сотрудничаем и с промышленными предприятиями, где довольно жесткие требования к системам освещения. В цехах обычно достаточно тяжелая среда — пыль, взвесь, а если это металлургическое предприятие, то еще и крайне высокие температуры. Наши компетенции позволяют браться и за такие проекты.

За годы работы мы поняли, что расти и развиваться на нашем конкурентном рынке можно только за счет комплексного подхода. Во-первых, мы сегодня одно из немногих производств, которое не только производит светильники, но также монтирует их, проводит наладочные работы и занимается гарантийным обслуживанием. Во-вторых, мы не зацикливаемся на каких-то конкретных нишах и используем все возможности для развития. Совмещаем работу под крылом крупной дистрибьюторской компании с самостоятельным поиском контрактов.

Какие надежды вы связываете с 2025 годом?

— Прежде всего, надеемся, что ключевая ставка будет снижаться. Сегодня многие представители бизнеса говорят о высокой кредитной нагрузке, и это действительно осложняет нашу работу.  

Хочется верить, что федеральные власти оптимизируют ситуацию в сфере тендерных закупок. К сожалению, видим, что этот механизм работает не всегда некорректно. Зачастую выигрывают компании, предложившие самую низкую цену. И, несмотря на все ограничения на старте, победителем может оказаться поставщик с сомнительным качеством продукции.

Что касается нашего предприятия, у нас серьезные планы по развитию. Сейчас мы ждем новое оборудование — рассчитываем, что с его помощью увеличим уровень локализации, объемы производства, а также расширим штат. Это позволит нам осваивать новые ниши и расширять географию поставок.

В материале использованы фотографии, предоставленные Александром Ильиным

Читайте также на DK.RU: 

>>> «Мы хотим вырасти из гаражной мастерской в серьезное предприятие по производству топоров»

>>> За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов