Меню

«Профессионалитет» нашел опору в колледжах и работодателях: как меняется подготовка кадров

Иллюстрация: Ирина Смирнова, DK.RU

На круглом столе DK.RU и СОСПП подводим промежуточные итоги масштабной программы, которая позволит свердловским предприятиям быстрее трудоустраивать персонал.

О нехватке кадров последние два года говорят особенно часто, и вряд ли в ближайшие годы ситуация изменится в пользу работодателей. Многие предприятия уже убедились, что в этих условиях нужно активнее включаться в подготовку сотрудников, которые придут устраиваться на работу через несколько лет. Сегодня эти задачи помогает решать проект «Профессионалитет».

О том, что он собой представляет, какие бонусы получают образовательные учреждения и работодатели и с какими сложностями сталкиваются на своем пути — обсудили на круглом столе, организованном DK.RU и СОСПП.

Число участников растет

Свердловская область подключилась к проекту «Профессионалитет» в 2022 г.

Как и в других регионах, у нас она реализуется в формате кластеров, объединяющих работодателей и организации среднего профессионального образования (СПО). В каждом кластере выделяется опорный колледж, где разрабатываются методические материалы и создаются современные лаборатории для всего кластера. Также определяется опорный работодатель — основной заказчик подготовки кадров.

Как рассказала представитель министерства образования и молодежной политики Свердловской области Елена Кочнева, в настоящий момент в регионе работают 12 кластеров с разными специализациями:

  • металлургия,
  • машиностроение,
  • строительство,
  • правоохранительная сфера и управление,
  • педагогика, 
  • туризм и сфера услуг. 

В этом году заработает 13-й кластер, где будут готовить сотрудников для предприятий «Росатома».

Сейчас в «Профессионалитете» задействовано более 70 техникумов и колледжей и более 160 организаций из реального сектора экономики, программы осваивают около 19 тыс. студентов (в том числе 14 тыс. бюджетников).

Мы видим, что программа «Профессионалитет» — это выгодный формат взаимодействия, который позволяет учесть интересы и студентов, и колледжей, и работодателей. Количество участников программы каждый год растет, — отметила Елена Кочнева. — В прошлом году у нас состоялся первый выпуск — в кластерах, сформированных на базе Верхнесалдинского авиаметаллургического и Первоуральского металлургического колледжей. Около 50% выпускников были трудоустроены по специальности — это хороший показатель с учетом того, что очень многих призвали в армию сразу после получения диплома.

Учеба без отрыва от производства

Одной из ключевых задач проекта стало ускоренное трудоустройство выпускников.

Для этого нужно было не только сократить сроки обучения, но и наполнить программы подготовки актуальными знаниями, а колледжам и работодателям нужно было организовать совместное обучение студентов. Полина Майкова, директор Екатеринбургского техникума «Автоматика», опорного в одном из кластеров «Машиностроение», рассказала, с какими вызовами в этой связи столкнулся ее кластер:

Для организации совместного обучения студентов на предприятиях должна быть развита система наставничества. Везде она выстроена по-разному: где-то лучше, где-то хуже. Для нас было серьезным вызовом организовать производственную практику большого количества студентов. А когда некоторые из них остались работать у станка, выполняя план, — доучить их. Еще одна важная задача, которую мы выполняем совместно с предприятиями, — это воспитание профессионального патриотизма. Нам повезло, что среди наших работодателей много оборонных заводов, которые активно этим занимаются. 

Предприятия подключаются к работе со студентами еще до старта обучения: участвуют в приемных кампаниях, организуют экскурсии на свои площадки, рассказывают будущим сотрудникам о функционале и условиях работы. На фоне этого растет число студентов, которые готовы там профессионально развиваться.

Из 340 первокурсников техникума «Автоматика» около трети заключили договоры о целевом обучении. Для ребят это возможность получить не только гарантированное рабочее место, но и дополнительную стипендию. Например, один из работодателей кластера — Машиностроительный завод им. Калинина — доплачивает отличникам по 4000 руб. в месяц, другим добросовестным студентам — 2000 руб. в месяц. Ребята со старших курсов на время прохождения практики могут рассчитывать на официальное трудоустройство и «взрослую» зарплату в 40 000 руб. и выше.

Заместитель гендиректора МЗиК Сергей Свинин высоко оценил сотрудничество с техникумом «Автоматика»:

Среди наших сотрудников есть выпускники этого техникума, и мы довольны тем уровнем образования, который он дает. А среди практикантов есть ребята, способные не только управлять станком, но и занимать инженерные должности, например технологов — с ними мы договариваемся о продолжении обучения в вузе по целевой программе. Нам важно, чтобы студент, попавший на практику на наше предприятие, остался работать у нас. Для решения этой задачи используем разные инструменты. Например, выпускники техникумов, которых призывают в армию, могут проходить военную службу у нас в специально созданной роте на тех же станках, на которых проходили практику. Таким образом, они сохраняют свои профессиональные навыки, начинают больше уважать профессию и остаются в коллективе, в котором их любят, ценят и уважают.

Использовать потенциал сети

Для некоторых колледжей и работодателей программа «Профессионалитет» стала логичным продолжением многолетнего сотрудничества — например, для Уральского колледжа технологий и предпринимательства и «Атомстройкомплекса», опорных колледжа и работодателя кластера «Строительство».

Как рассказал директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства Николай Доронин, плюсов сотрудничества много. Например, за счет средств федерального и областного бюджета и «Атомстройкомплекса» удалось обновить материально-техническую базу, что позволило вывести образовательный процесс на качественно новый уровень. 

Для того чтобы эффективность программы была выше, необходимо решить несколько важных вопросов. Например, усилить взаимодействие колледжей внутри кластера, предусмотрев на это дополнительное финансирование.

Сегодня не во всех образовательных организациях созданы современные лаборатории для подготовки специалистов. Сетевые колледжи, где таких лабораторий нет, могли бы использовать мощности партнерских организаций. Но иногда ради этого приходится ехать в другой город — даже не за десятки, а сотни километров, например, из Карпинска в Екатеринбург. Чтобы ребята могли комфортно позаниматься, им необходимо где-то остановиться. Операционных расходов на проведение совместной деятельности в программе «Профессионалитет» сейчас не заложено, — объяснил Николай Доронин.

Многие колледжи области столкнулись с техническими трудностями при оформлении целевых договоров с работодателями, а также трудоустройством несовершеннолетних выпускников. После сокращения сроков обучения квалифицированных рабочих стало понятно, что к моменту окончания обучения несовершеннолетних выпускников будет много. В большинстве случаев они не могут быть трудоустроены на предприятия и стройки из-за существующих норм безопасности.

Директор департамента управления персоналом «Атомстройкомплекса» Галина Хабарова подтвердила, что пока компания не может брать на работу несовершеннолетних выпускников программы. Но, понимая это, уже на стадии обучения ребят вовлекают в корпоративную жизнь. Например, на экранах колледжей демонстрируются телесюжеты о корпоративной жизни компании. 

Таким образом, ребята получают представление о нашей компании и знакомятся с ее корпоративной культурой, — пояснила Галина Хабарова. — Большую просветительскую работу мы ведем не только со студентами, но и со школьниками. Чтобы набор студентов в колледжи кластера состоялся, они должны знать о том, чем занимаются маляры и штукатуры, инженеры и архитекторы, и где этому учат. Поэтому мы регулярно отправляем наших сотрудников разных специальностей общаться со школьниками, рассказывать о своем профессиональном пути, отвечать на вопросы. А в этом году мы выпустили для школьников книгу, где в формате квеста предлагаем им погрузиться в историю нашего города и увлекательный мир профессий.

Чем «зацепить» школьников

Анастасия Россель, директор Березовского техникума «Профи», который также входит в кластер «Строительство», отметила, что работа со школьниками и трансляция корпоративной культуры предприятий-партнеров стали приоритетом и для ее команды:

Мы видим, что сегодня многие компании составляют достаточно детальные стратегии, но не всегда все идет по их плану. Корпоративная культура — это то, что поддерживает бизнес в периоды кардинальной смены внешних контекстов. Поэтому мы перестроили нашу систему и сделали так, чтобы корпоративная культура предприятий-партнеров сопровождала наших студентов с первого курса. «Атомстройкомлекс» стал для нас тестовой площадкой — мы разработали комплекс из сорока решений, который реализуем в течение календарного года.

Еще один интересный проект, который запустил техникум «Профи», — серия видеосюжетов на телеканале ОТВ о знаковых профессиях Свердловской области. В них сами подростки отправляются к наставникам и вместе с ними изучают профессию, пробуют что-то сделать своими руками. Анастасия Россель предложила активнее развивать маркетинговую составляющую программы «Профессионалитет», включив в нее СМИ, — чтобы школьники узнавали о вариантах трудоустройства в будущем, а работодатели знакомились с будущими сотрудниками.

С тем, что необходимо искать интересные форматы, которые позволят школьникам больше узнать о рабочих профессиях, согласен и Артемий Черданцев, замдиректора по персоналу и соцвопросам уральского филиала «Полиметалл», который входит в наблюдательный совет кластера «Металлургия», созданного на базе Каменск-Уральского политехникума:

Для того чтобы программа «Профессионалитет» работала, нужно формировать входящий поток школьников. Сейчас с этим есть проблемы: ребят интересуют только профессии, связанные с компьютерами, знания по химии и физике слабые. А уроки технологии не являются полноценной заменой урокам труда, которые раньше прививали школьникам навыки самостоятельной работы руками. Поэтому мы как работодатель тоже включаемся в эту работу: проводим экскурсии для старшеклассников, в двух школах организуем горно-геологические инженерные классы. Сейчас запускаем пилотный проект — попробуем в одной из школ дать ученикам 10-11 класса специальность лаборант технического анализа: в их учебный план будет включен новый предмет, и в течение двух лет они будут посещать занятие на базе Краснотурьинского политехникума. Если все пойдет хорошо — возможно, запустим и другие подобные инициативы, школы в таком сотрудничестве тоже заинтересованы. Надеюсь, что ранняя профориентация позволит закрепить ребят в территориях и снизить отток молодежи из малых городов.

Время новых идей

В этом году новый кластер создается на площадке Новоуральского технологического колледжа, который занимается подготовкой кадров для предприятий атомной промышленности.

Директор колледжа Марина Ждановских рассказала, что ее образовательное учреждение станет единственным для девяти предприятий (четыре входят в состав «Росатома», еще пять в свое время выделились из состава Уральского электрохимического комбината и сегодня создают условия для обеспечения его деятельности):

Атомная отрасль сама по себе очень необычная и емкая — внутри нее есть специальности, которые можно отнести к машиностроению, химическим технологиям, энергетике. Поэтому думаю, что нам предстоит нарабатывать особые механизмы взаимодействия между системой образования, рынком труда и бизнесом. Соглашусь с коллегами, что корпоративная культура — хороший «крючок», который может «зацепить» молодых ребят и сохранить кадры на предприятиях. Мы будем развивать это направление совместно с молодежной организацией УЭХК, с которой недавно заключили договор о сотрудничестве.

Одним из работодателей-партнеров кластера станет Атоммашкомплекс (г. Новоуральск). Заместитель техдиректора Максим Сергеев отметил, что при планировании работы кластеров нужно активнее привлекать к процессу обсуждения самих школьников и студентов. Его колонку о возможных форматах взаимодействия с подростками DK.RU опубликует в ближайшее время.

Елена Кочнева добавила, что уже в следующем году в Свердловской области может появиться новый кластер или несколько кластеров по востребованным в регионе отраслям — документация по конкурсному отбору на 2026 г. уже опубликована.

В завершение исполнительный вице-президент СОСПП Татьяна Кансафарова отметила, что для Свердловской области «Профессионалитет» стал прорывным проектом, который позволил найти новые гибкие инструменты взаимодействия между бизнесом и системой образования. В Союзе промышленников этот трек развивают уже несколько лет. Татьяна Кансафарова рассказала о проектах, которые будут реализованы в ближайшее время: 

В этом году издадим учебник для проведения уроков технологии, где заложили региональную компоненту, он позволит школьникам больше узнать об экономике региона. Запускаем пилотный проект по урокам физики и химии на предприятиях. Согласитесь, одно дело изучать электричество на уроках физики, а другое — своими глазами увидеть, как оно производится на электростанции. В прошлом году губернатор подписал указ о корректировке проекта «Уральская инженерная школа» — обновлении проекта, который направлена на популяризацию инженерного образования. Думаю, что предприятия и образовательные учреждения Свердловской области станут его активными участниками. Также продолжим работу по повышению гибкости образовательных программ в колледжах и профориентации школьников. В прошлом году мы совместно с министерством образования области занялись разработкой ресурса, где можно будет не только подать документы в любой колледж области, но и пройти профессиональную диагностику, воспользоваться возможностями по профориентации чтобы определиться с будущей профессией. Рассчитываем, что эта платформа будет запущена в текущем году.

Также на DK.RU:

>>> «Времена, когда мы готовили «универсалов», и они искали работу самостоятельно, прошли»

>>> «Малые города воспринимают, как людей с ограниченными возможностями. Это можно исправить»