Один из эпизодов фильма «О чем говорят мужчины» посвящен дефлопе, которого, судя по стоимости, «на земле очень мало». Сродни ли дефлопе дубайский шоколад, а также о ценах на кофе и конфеты — на DK.RU.
В 2024 году дубайский шоколад — шоколадная плитка ручной работы с начинкой из фисташковой пасты, украшенная разноцветными кондитерскими «брызгами» — стал самым громким трендом в мире среди кондитерских изделий. Его создательницей считается жительница Дубая Сара Хамуда. Всемирную известность продукт получил благодаря популярному блогеру: видео, где она ест огромную плитку шоколада, из которой вытекает зеленая начинка, собрало в соцсети десятки миллионов просмотров и стало вирусным.
Дубайский шоколад стоит дорого, тем не менее он очень востребован. Высокий спрос подстегнул кондитеров, в том числе российских, начать его изготавливать. В Екатеринбурге тренд подхватил основатель Be Choco Глеб Белоглазов. Он рассказал DK.RU, в чем уникальность этого продукта, почему далеко не весь дубайский шоколад, представленный на рынке, на самом деле является таковым, и стоит ли ждать снижения цен на шоколад (любой) и кофе.
В чем «фишка» дубайского шоколада?
— Дубайский шоколад давно существует. Но так случилось, что одна девушка его изготовила и продала, другая откусила и выложила видео — и все «завирусилось».
Чем хорош дубайский шоколад? Если изготавливать его правильно, из качественных ингредиентов, он вкусный. Ингредиенты — это «камень преткновения». В состав дубайского шоколада входят шоколад, фисташковая паста и тесто катаифи. Как раз тесто — жуткий дефицит. Его производят только в Турции в ограниченном объеме, и оно стоит очень дорого. Не будь дефицита теста катаифи, наверное, дубайский шоколад производился бы везде, но мир оказался не готов к взрывному росту популярности этого продукта.
Мы в Be Choco быстро подхватили тренд: в ноябре 2024 года мы отгрузили первые партии дубайского шоколада в магазины сети «Жизньмарт». Это стало возможным благодаря дружеским отношениям с коллегами и партнерами. Производители нашего формата есть в разных странах, мы общаемся, созваниваемся, делимся информацией, потому что у нас много общего. Тесто катаифи для дубайского шоколада нам помогла найти компания из Киргизии. Сначала мы завозили его через эту страну, сейчас у нас контракт с производителем из Турции. Выйти на него было крайне сложно (практически невозможно), но у нас получилось. Другие ключевые ингредиенты, которые мы используем — бельгийский шоколад Barry Callebaut и иранская фисташка (паста из нее изготавливается недалеко от Екатеринбурга).
Себестоимость плитки дубайского шоколада очень высокая. Разумеется, некоторые производители пытаются экономить на ингредиентах. Например, подсунуть вместо фисташковой пасты, которой в дубайском шоколаде очень много, что-то другое или заменить тесто катаифи на «аналог» — вплоть до лапши «Роллтон».
Кто во что горазд… Конкурировать с таким «дубайским шоколадом» по цене мы не можем, да и не пытаемся.
Процесс изготовления дубайского шоколада. Фото: соцсети Be Choco
На сайте Be Choco нет дубайского шоколада, но в запрещенной в России соцсети есть красивое видео процесса его изготовления на вашем предприятии…
— Накануне Нового года мы изготовили для друзей и партнеров плитки весом в 2,5 кг. Запускать их в продажу было бессмысленно из-за стоимости: она превысила бы 20 тыс. руб. Так что это видео мы сняли в большей степени для соцсетей.
«Массово» мы производим дубайский шоколад в плитках поменьше. Они есть под нашим брендом и под брендом «Жизньмарт» (прим. ред.: актуальная стоимость плитки весом 190 гр. в сети «Жизньмарт» в Екатеринбурге – 1490 руб.). Мы не выставили этот продукт у себя, просто потому что некогда. У нас давно написан новый сайт, но мы никак не можем его запустить, потому что не хватает рабочих рук. Сейчас мы активно ищем людей в команду.
Мы не форсируем продвижение еще и потому, что производство загружено на 100%. Если придут новые клиенты под какие-то продукты, мы просто не сможем их произвести. У Be Choco большие обязательства перед сетью «Жизньмарт», которые необходимо выполнять. Себя же мы обеспечиваем по остаточному принципу.
Кстати, «наш» дубайский шоколад представлен еще и в виде дубайских конфет (вес 30 гр.) в торговой точке Be Choco в «Гринвиче».
Дубайский шоколад стал мировым трендом. Насколько тренды в принципе важны для «локальных» кондитерских компаний?
— Рынок меняется, и мы зависим от трендов все больше. Надо быть глупым человеком, чтобы в момент возникновения тренда на тот же дубайский шоколад, сказать: я не буду его делать, я пойду своим путем. Это не бизнес. Если люди хотят, мы удовлетворяем их потребность в модном, трендовом продукте. В то же время у нас есть собственная, достаточно широкая ассортиментная матрица. Так что одно не противоречит другому.
После дубайского шоколада появился еще один тренд, потом возникнет другой. Покупатели с распростертыми объятиями встречают модные новинки, нас это не может не радовать.
Что еще сегодня в тренде?
— Неплохо себя показывает малина в шоколаде. Это десерт, который хранится в заморозке, прежде чем его съесть, вы его дефростируете. Он очень вкусный.
Мне кажется, сегодня любой продукт может стать трендовым, если в нем соединятся три качества:
- во-первых, он должен понравиться покупателю визуально;
- во-вторых, по ощущению (хруст, мягкость и пр.);
- в-третьих, на вкус.
Вкус — главное. Мы не сможем его обеспечить, если будем использовать дешевые ингредиенты сомнительного качества. Мир все больше зависит от медийных вещей. Люди смотрят на блогеров, наверное, в моменте, разово с их помощью можно продать любую ерунду. Но мы работаем вдолгую: мы хотим, чтобы люди постоянно покупали нашу продукцию, чтобы они к нам возвращались. Этого можно добиться только стабильным качеством товара.
Если говорить об ингредиентах, насколько важен импорт в вашем производстве? Критичны ли для вас санкции?
— Основной ингредиент, который мы используем, это шоколад. В России, как известно, какао-бобы не растут. Делайте выводы. Что касается санкций, они, безусловно, усложняют нам жизнь: сейчас целый ряд очень хороших ингредиентов поставить в Россию невозможно.
Основные категории шоколада по-прежнему есть на нашем рынке, однако качественного сырья становится все меньше. Мы пытаемся импортозаместить то, что «выбыло», и найти лучшее, но в некоторых случаях сделать это крайне затруднительно.
Возьмем мороженое: Be Choco выпускает его порядка 30 видов, в том числе мороженое с горгонзолой. Сейчас этот сыр в Россию не поставляется, поэтому мы используем продукцию местных производителей. Будем честны: по вкусу она отличается от итальянской. Раньше мы работали с пюре французской компании «Буарон», но после долгих поисков смогли найти альтернативу в своем регионе. Малину приобретаем у местных поставщиков, которые собирают ее здесь на полях. Кстати, она лучше импортной. Сахар и молоко российские. В целом доля отечественных ингредиентов в нашем производстве невелика, особенно если учесть, что многие компании-переработчики закупают импортное сырье.
Вынесем за скобки дубайский шоколад, который дорог по определению из-за высокой стоимости ингредиентов и их дефицита. В 2024 г. цена шоколада в России в среднем выросла на 22,7%. Что произошло и будет ли «откат»?
— В первую очередь взлет цен на шоколад связан с подорожанием какао-бобов. Они растут в вечнозеленых тропических лесах вдоль Экватора. Климат на планете меняется, урожайность какао-бобов снижается, что приводит к дефициту сырья и росту цен на него на товарно-сырьевой бирже. Если шоколад подорожал стремительно, то цены на кофе какое-то время держались, однако сейчас и они взлетели. К сожалению, «отката» не будет, стоимость кофе и шоколада будет только повышаться.
Читайте также на DK.RU:
Как уйти в декрет из международной компании и открыть фабрику — Глеб Белоглазов / ОПЫТ
За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов