Меню

Маркетплейсы наращивают продажи БАДов, ФАС требует усилить их регулирование

Иллюстрация: freepik.com

В 2023 г. для БАДов была введена обязательная маркировка. Но это не помогло — под видом добавок часто продаются незарегистрированные препараты. Предлагается ввести обязательную сертификацию.

Под видом биологически активных добавок (БАДов) на маркетплейсах могут продаваться лекарства и запрещенные вещества, посчитали в Торгово-промышленной палате (ТПП). Она через ФАС пытается добиться ужесточения регулирования интернет-торговли БАДами, сообщил «Коммерсант».

Сейчас БАДы продаются в аптеках и на маркетплейсах — онлайн-продажи были разрешены в 2021 г. Согласно DSM Group, аптечные продажи БАДов в деньгах в 2024 г. достигли 143,1 млрд руб. (рост 13,1% год к году). Доля онлайна также выросла на 4,1%, до 24,1%. Однако в последнем показателе не учтены продажи на маркетплейсах. Между тем именно на этих площадках продается больше всего пищевых добавок, считает ТПП.

В аптеках контроль над поступающими в продажу БАДами ведется строже, чем на маркетплейсах, считают в Палате. Кроме того, продавцы добавок на маркетплейсах зачастую оформляют декларации соответствия на свою продукцию, игнорируя альтернативную процедуру — государственную регистрацию. В итоге в БАДах могут содержаться активные вещества в завышенном количестве либо запрещенные компоненты. Также бывает, что под видом пищевых добавок реализуются лекарства.

По оценке исполнительного директора СРО «Союз производителей БАД к пище» Александра Жесткова, незарегистрированная продукция формирует около 20% легального рынка БАДов. А председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева считает, что «серые предложения» формируют половину предложения на маркетплейсах.

Представители онлайн-площадок эту позицию не разделяют. В Ozon и Wildberries весь ассортимент БАДов регулярно проходит ручную и автоматизированную проверку, и в случае выявления запрещенных компонентов карточки продавцов блокируются, заверил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

В ТПП предлагают решать проблему за счет механизма обязательной сертификации БАДов на территории России вне зависимости от страны их происхождения. А также внесудебно блокировать сайты, продающие запрещенную или незарегистрированную продукцию.

Как ранее рассказывал DK.RU, в 2024 г. объем российского рынка БАДов оценивался в 130 млрд руб. По данным DSM Group, отечественные производители занимают 83% рынка биодобавок в упаковках, в финансовом выражении — около 65%. Объем производства отечественных БАДов достиг 29,6 тыс. тонн, эксперты прогнозируют, что к 2028 г. он вырастет до 40 тыс. тонн. Основными импортерами этой продукции являются производители из Вьетнама, Индии, Польши, Турции, Китая и некоторых других стран.

Одним из драйверов отрасли в России стали онлайн-продажи БАДов, которые были разрешены в 2021 г. За четыре года объемы продаж в интернете увеличились в 20 раз. 

Биологически активные добавки принимают более 60% россиян, чаще всего это БАДы с содержанием омега-3, витамина D и комплексные витамины. 

Напомним, что с 1 октября 2023 г. в России введена обязательная маркировка БАДов и подача сведений об их вводе в оборот, в том числе для импортеров.

Добавим, самый известный американский интернет-магазин БАДов iHerb запретили в России в 2021 г. Компания планировала инвестировать 1,5 млрд руб. в регистрацию продукции в РФ.