Как развивается мебельное производство в России после ухода европейских производителей, как изменились вкусы покупателей, что влияет на ценообразование — на примере компании из Свердловской области.
После ухода с российского рынка мебели европейских игроков в СМИ развернулась большая дискуссия: смогут ли российские производители их заместить. В 2022 г. было много скепсиса по этому поводу. Сейчас уже стало ясно, что без мебели никто не остался: и выбор есть, и качество хорошее.
Российское мебельное производство на подъеме. Спасибо Китаю, который помог заместить все европейские комплектующие, а технологии остались в доступе, несмотря на санкции. Но мебельный бизнес зависит от рынка недвижимости. Если застройщики продают меньше, то и мебельщики тоже. Плюс здесь, как и везде, есть проблемы с кадрами.
Как живет мебельное производство, DK.RU рассказал генеральный директор мебельной компании «Финист» Роман Жуков.
Мебельная компания «Финист» на рынке с 2005 г. Она находится в Нижнем Тагиле. Компания осуществляет полный производственный цикл: от индивидуальной проработки дизайна до сборки и монтажа мебели. Штат около 300 человек. Компания производит офисную мебель, кухни, корпусную мебель, шкафы, изделия из искусственного камня, мебель для учебных заведений, здравоохранения и спорта.
Как появилась ваша компания?
Заработная плата была невысокая. Когда купил квартиру, сделал ремонт, и дело дошло до мебели. Я пришел в мебельный салон и удивился — откуда такие цены? Шкаф, который представляет собой восемь досок и две двери, стоил как три моих зарплаты.
Разочаровавшись в ценах, я прикинул, как можно сделать мебель самостоятельно и гораздо дешевле. Купил расходный материал и сделал себе все сам, начиная от кухни и заканчивая спальней. У меня получилось красиво, и люди стали просить такую же мебель и для них.
График тогда у меня был очень гибкий: я подрабатывал, где мог. В итоге решился на первый заказ. Но сделал его неудачно, допустил ошибку в чертеже, и мебель получилась в зеркальном отражении. Мой клиент был буквально в истерике. После такого опыта первое, что хотелось сделать, бросить все и никогда больше за это не браться. Но желание доказать себе и окружающим, что я смогу, что я справлюсь со всеми препятствиями, не позволило мне остановиться.
Я стал брать еще заказы, арендовал гараж без отопления, три месяца спустя нашел теплый, потом — более просторный, и так к 2011 г. у меня было порядка 700 кв. м теплых производственных площадей, 400 кв. м холодных арендованных складских площадей и 40 сотрудников в штате. При этом до 2011 г. я продолжал совмещать государственную службу с бизнесом.
К 2017 г. у меня было уже 12 тыс. кв. м производственных площадей в собственности и штат около 250 человек. И так мы работаем уже порядка 20 лет, получается.
Как российская мебель чувствует себя после ухода европейских производителей?
— Исторически так сложилось, что законодателями моды были зарубежные производители. Но за последние годы мебельное производство в России очень сильно подтянулось и утерло нос многим зарубежным игрокам.
Несмотря на санкции, станки, фурнитура и технологии производства остались в доступе для российских производителей. А какая разница, кто загрузил деталь в станок — француз, итальянец или русский?
Здесь надо отдать должное Китаю, который смог заместить всю европейскую фурнитуру. Я уверен, когда снимут санкции, европейским производителям будет очень тяжело вернуться на рынок. Какая-то часть, возможно, вернется, но в полном объеме — нет. На сегодняшний день сложился опыт использования китайского фабричного продукта с достаточно высоким уровнем качества.
Кроме того, у нас хорошо шагнула вперед именно организация производственного процесса. То есть наши производители перешли от пыльных душных огнеопасных гаражей к красивым, просторным, технологичным, правильно организованным пространствам, в которых сотрудникам комфортно работать.
Российская мебель сейчас востребована, клиенты хорошо относятся к местным брендам и производителям. Потому что технологии и материалы по факту сейчас те же, что и в европейских странах.
Местные компании работают на совесть, особенно если ориентированы на рынок одной области или города. Потому что авторитет завоевывается годами, а потерять его можно в одно мгновение.
А как формируется цена на мебель? Вроде бы в магазинах сейчас продаются в основном изделия российского производства, а цена все равно высокая.
— В стоимость мебели входит материал, из которого она изготовлена, включая остатки после раскроя деталей. Еще один момент — сегодня на цену товара сильно влияет ситуация на рынке труда. Хороших специалистов очень мало, на них идет реальная охота. За последние годы зарплаты у операторов, сборщиков, монтажников, узких специалистов выросли в два-три раза. Это тоже влияет на стоимость мебели.
Плюс экспортеры продолжают зависеть от рынка валют. При росте курса доллара цена на товары, где есть иностранные комплектующие, тоже растет.
Ценовая политика у всех компаний разная. Мы, например, не играем с ценой. То есть не поднимаем и не опускаем цену в зависимости от объема заказов, не продаем один и тот же продукт разным людям по 100 тыс. и по 500 тыс. руб. соответственно. У нас нет скидок для крупного и среднего опта, и нам неважно, один год ты с нами работаешь или десять. Цена для всех фиксированная.
Мы цены последние два-три года стараемся держать. Индексируем их только в связи с корректировкой курса доллара.
А вкусы у покупателей за эти 20 лет, что вы работает на рынке, сильно изменились?
— Мода на яркую мебель прошла. Яблоки, апельсины, вишенки на кухонных фартуках больше не покупают, нет спроса на яркие фасады, двойные крыши, пилоны. Мы уверенно идем к упрощению и минимализму. Сейчас люди больше думают о комфорте, чем о том, как удивить соседа.
Если раньше очень много заказывали радиусных фасадов, то сейчас это практически не востребовано. У современной мебели более понятная и простая форма.
В моде спокойные оттенки, есть спрос на холодные серые тона — бетон, камень. Я уверен, что мы вернемся к моде на классику. Это фрезеровка под натуральное дерево или изделия из него. Но, думаю, в будущем мы обратимся к классике в осовремененном формате. Неоклассика — это такой более легкий и светлый вариант традиционной мебели.
А какая у вас география поставок?
— Нашу продукцию мы продаем в Свердловской и Тюменской областях, ХМАО, ЯНАО. У нас есть заказчики из Пермского края, но основной клиент — это Свердловская область. Мы уральский производитель и работаем для клиентов Уральского округа — нам ни в коем случае нельзя ударить в грязь лицом. Поэтому держим марку.
С 2018 г. мы вышли на рынок школьной мебели. На сегодняшний день около 200 учебных заведений укомплектованы нашей продукцией.
У нас есть собственные салоны, есть франшизные салоны, которые носят наше название. Ну и есть дилеры, которые работают через интернет-магазины.
Мы также работаем со многими крупными застройщиками Екатеринбурга, Тюмени, Москвы.
Текущие реалии рынка недвижимости на вас как-то сказываются?
— Меблировка квартиры — это завершение ремонта. Если у застройщиков не идут продажи, на нас это тоже сказывается. Стагнация на рынке недвижимости для нас очень чувствительна, потому что мы — часть этой экосистемы. На нас влияет и снижение потребительской активности в том числе.
Но мы не относим себя к массовому сегменту. Мы делаем качественную мебель под заказ. Качественную — это значит, что она будет служить вам, пока не надоест, а не пока в ней что-то сломается.
А есть какой-то девиз у вас или вашей компании?
— Девиз нашей компании — «Доступное качество». Что касается меня, то мне нравится выражение «мне хватает ума не считать себя самым умным». Я всегда старался учиться и совершенствоваться, быть активным и нести ответственность за происходящее.
Очень важное направление для нас — это благотворительность. «Финист» — социально ответственная компания. Мы принимаем активное участие в сборе помощи для бойцов СВО, у нас на попечительстве несколько детских домов. Две футбольные команды и юнармейский отряд носят наше название. Я стараюсь быть полезным Нижнему Тагилу. Раз уж Бог дал возможность заработать, нужно помогать тем, кто находится в сложной ситуации.
Фотографии предоставлены маркетинговой службой компании «Финист»
Читайте также на DK.RU: За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов.