Доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основной драйвер роста — маркетплейсы типа Ozon и Wildberries, которые продолжают территориальную экспансию.
С 2019 по 2024 гг. российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб., то есть в в 7,5 раза, передают retail.ru и газета «Ведомости» со ссылкой на данные консалтинговой компании «Яков и партнеры».
При этом доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основной драйвер роста — универсальные маркетплейсы («Озон», Wildberries и др.), совокупный оборот которых за эти годы вырос в 20 раз, а доля — в 2,8 раза: с 23 до 64%.
Впрочем, темпы роста универсальных маркетплейсов начали замедляться: если раньше ежегодный прирост оборота ключевых игроков превышал 100%, то в 2024 г. этот показатель составил лишь 54%.
Это связано с эффектом низкой базы, в том числе масштабного роста в малых населенных пунктах в 2024 г., дефицитом логистической инфраструктуры у маркетплейсов, а также ограничением потребительского кредитования, указывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Независимые каналы электронной коммерции растут медленнее — в среднем на 28% в год с 2019 по 2024 гг. Но они более успешны в категориях с высокой долей специализированных товаров. Это, например, бытовая техника, DIY, автотовары или премиум-одежда.
В целом более половины всех продаж в онлайне в 2024 г. пришлись на сегменты fashion, бытовую технику и электронику, а наиболее динамично росли товары повседневного спроса, автотовары и фарма.
Между тем крупнейшие маркетплейсы с прошлого года активно диверсифицируют свои бизнесы. Так, Ozon вышел на рынок лизинга автомобилей, а также анонсировал открытие страховой компании, рассказывал DK.RU. Собственный сервис по страхованию уже запустил Wildberries. Кроме того, маркетплейс вышел на B2B-рынок, представил собственное решение в сфере грузоперевозок, а в начале марта вывел в пилотный режим свой аналог СДЭКа — сервис по отправке посылок для частных лиц. Одновременно с этим стало известно, что Wildberries разрабатывает свою «доску объявлений» — аналог «Авито» планируется запустить в первом полугодии 2025 г.
Стремительно теряющие покупателей офлайновые ритейлеры пытаются противостоять интернет-экспансии. В феврале профильное объединение направило в ФАС РФ жалобу на «незаконную практику демпинга» со стороны маркетплейсов. А полгода назад представители тороговых центров жаловались Минпромторгу, Минэкономики, Минфину, ФАСу и правительству РФ на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов, среди которых — маневренность в сфере налогообложения и меньший контроль за реализацией контрафакта, напоминает DK.RU.