«Есть люди «высшей категории», которые удваиваются, утраиваются по заработку с каждым годом, получают больше прибыли и приумножают деньги. Мало кто откажется попасть в эту группу».
Владимир Никашин, учредитель НИПИ горного дела, член совета по конкуренции при губернаторе Пермского края:
— Все наверняка встречали людей, у которых уровень заработка стабильный и не растет год от года. Или таких, кто то зарабатывает, то теряет, то строит бизнес, то разрушает его. Наверняка есть в вашем окружении и практичные люди — ребята, которые потихоньку прирастают, на 20-30% в год, и их доходы находятся примерно в уровне инфляции. А есть люди «высшей категории», которые удваиваются, утраиваются по заработку с каждым годом, получают больше прибыли и приумножают деньги, что лежат у них на счетах или в сейфе. Мало кто откажется попасть в эту последнюю группу.
Я много разговаривал со своими друзьями-предпринимателями, прочел массу бизнес-литературы и пришел к выводу:
существуют ключевые факторы финансового успеха, и их немного. Но тут есть проблема: они очень простые. А раз так, возникает логичный вопрос: почему тогда не у всех идет постоянный рост заработка?
Я убежден: просто каждый понимает эти факторы по-своему, через призму собственного восприятия, упуская главное. Считаю, есть смысл разобрать, что входит в каждое из условий для постоянного заработка.
Первое условие — это высочайший уровень профессиональных знаний и навыков. Чтобы бизнес все время рос, нужно, чтобы также рос и человек, стоящий у руля компании. Здесь все начинается с неосознанной некомпетентности, есть лишь понимание: уровень прибыли недостаточен для того, чтобы меня порадовать. В этот момент нужно разобраться, какие знания мне нужны, чтобы стать более высоким профессионалом, и заняться развитием компетенций. Сейчас это доступно: в открытом доступе есть колоссальная образовательная база, масса книг. Даже если прочесть книги, допустим, из «библиотеки Сбербанка», да по два раза каждую, рост прибыли точно будет.
Но здесь есть проблема: вряд ли кто-то станет каждый день читать по три часа — времени зачастую нет, да и лень. Значит, нужно найти способ вплести изучение полезных книг в свой стиль жизни.
Я делаю так: сажусь в машину, включаю зажигание и ровно в этот момент начинает бубнить аудиокнига. Пока я еду в офис, на встречи, пока лечу в самолете, я слушаю мысли разных бизнес-гуру.
Сколько времени мы в среднем проводим в транспорте? Час-два точно. Их можно проводить с пользой.
Второе необходимое условие для финансового успеха — зрелость. Прежде всего поведение зрелого человека должно быть гармоничным. Нужно посмотреть на свое отражение в зеркале и честно ответить себе на вопрос: я доволен увиденным или нет? Внешние оценки, аплодисменты или порицания могут быть со стороны, но это — второй вопрос. Важно, гармоничен ли я сам для себя. Если нет, нужно разобраться, что не так. Также для зрелости нужна способность выстраивать функциональные отношения с другими — без излишней агрессии и без, наоборот, заискиваний. И трансцендентная цель — это философский вопрос: а вообще для чего это все? Для чего ты строишь бизнес?
Каждый находит ответ сам, универсального нет. Всякого предпринимателя будоражит и воодушевляет что-то свое — именно ради этого он вообще встает и идет на работу. А это, кстати, проблема — если ты собственник и накусал уже много денег, которых тебе хватит на длительное время.
Третье условие — высокая плотность действий. Причем не абы каких. Можно ведь что-то делать весь день, но это будет лишь алиби для безделья. Простой пример:
я знаю человека, который очень любит проводить пустые совещания. Лицо его мужественное, у него план, цели, он все это доносит до коллектива и свято верит, что в этот момент работает. Но вот только это вообще не несет никаких денег. Это просто алиби, заполнение пустоты.
Или спрашиваете вы своего менеджера по продажам, чем он занят, слышите ответ: «Я анализирую рынок». Похвально, но в этот момент он не звонит клиенту. Да и сами порой мы занимаемся какими-то простыми привычными вещами, но не совершаем действий, которые выводят компанию на новый уровень. Эта хитрость работает у умных людей: мы не можем себе позволить просто сидеть в офисе, потому что начнем себя укорять за безделье. А так — вроде при деле. Но нужно заниматься эволютивными действиями.
Как их распознать: как правило, такое действие требует новых знаний, компетенций, погружения в материал. А вслед за тем, как ты нащупал такое действие, появляются либо страх, либо сомнение, либо чувство вины. Когда заходишь в такой проект, то начинаешь сомневаться в своих силах, в том, что дело верное. Но при этом есть стойкое ощущение: он перспективен — пахнет деньгами. Понятно, что ты в этом случае не должен, как говорится, идти босиком по траве и черпать информацию из космоса. Нужно тщательно изучить рынок, а маркетолог должен тебе подтвердить, что «информация из космоса» относится к этой планете, а не к какой-то другой. Но сомнение здесь — это хороший признак.
Остается решить проблему с тем, как провоцировать себя на действия, которые выведут компанию на новый уровень. Не всегда это просто.
Вот, к примеру, я собственник компании, сотрудники заходят ко мне в кабинет на полусогнутых, я крут и опасен, я император в своей песочнице. Конечно, я могу все это отрицать, говорить, нет, я не такой, но где-то в глубине души червячок императорский все же есть. Так к чему еще стремиться?
И здесь нужна провокация со стороны людей уровнем выше — проще говоря, хочешь быть орлом, летай с орлами. Когда ты попадешь в их контекст, то начнешь двигаться иначе и неминуемо увидишь рост. В противном случае просто утонешь в своем болоте.
Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Люди бизнеса»; автор текста Екатерина Стихина