Генеральный директор компании «Точка Юга» Анатолий Милюков рассказал, почему предложения бизнеса встречают противодействие со стороны местных властей, и можно ли с этим бороться.
Компания «Точка Юга» занимается так называемыми геоинформационными системами.
«Мы делаем спутниковую съёмку или фотографируем большие участки земли с беспилотников, сопоставляем снимки с данными Росреестра или местных администраций и выявляем ошибки. Финальный продукт — приложение, в котором на карту нанесены все земельные участки и объекты недвижимости. Кликаешь мышкой и видишь, что тут у нас «самозахват», тут на месте дачного посёлка работает производство, а там — просто гигантский пустой участок, который не учтён ни в одной базе и никому не принадлежит», - пояснил «Секрету фирмы» генеральный директор компании Анатолий Милюков.
С первого взгляда, специализация весьма романтичная, но зачастую вся романтика рассыпается о прагматизм чиновников, - подчеркивает глава «Точки Юга». По его словам, взаимодействие с органами местного самоуправления – это настоящее искусство. Искусство, которым необходимо овладеть для успешного продолжения своего бизнеса. Итак, о чем следует помнить перед началом работы с чиновниками.
1. Не стоит участвовать в «чужих» тендерах
Анатолий Милюков отмечает: ни для кого не секрет, что определенные тендеры создаются под строго определенных заказчиков. Вычислить такие проекты очень легко. Как правило, в описании таких тендеров присутствуют фразы типа: «доработка существующего кода с использованием существующих алгоритмов, сертификатов и ключей». Участвовать в таких тендерах очень нежелательно, даже если суммы, оговоренные заказчиком, впечатляют.
«Если формулировки технического задания непрозрачно намекают, что в конкурсе уже кто-то победил, лучше не связываться. Однажды мы поступили иначе — и это был самый тяжёлый проект в истории. Чиновники, мотивированные конкурентами, докапывались ко всему — вплоть до цвета кнопок», - делится печальным опытом гендиректор «Точки Юга».
2. Надо постараться наладить взаимодействие с новыми людьми на местах
Когда в руководстве города/региона появляются новые лица – это хороший шанс завести полезные знакомства.
«Если чиновник сидит на своей должности давно, ему не нужны инновации, у него везде уже расставлены удочки и отовсюду он уже получает доход», - отмечает Анатолий Милюков.
А вот недавно получивший свои полномочия чиновник, заинтересован в любой помощи.
«И тут появляемся мы и предлагаем инструмент для тотальной инвентаризации, в результате которой чиновник может понять, что и с кого он может поиметь», - продолжает Милюков.
3. Необходимо найти лоббиста на стороне заказчика
«Ваш продукт может быть очень полезен, он может нести выгоду и лично для чиновника, который принимает решение об организации конкурса или аукциона, но не факт, что последний отдаёт себе в этом отчёт. В такой ситуации нужно искать сторонников.
Когда мы создавали геоинформационную систему для нескольких районов в Бурятии, нам очень помог местный начальник отдела архитектуры. Именно он убедил главу администрации провести конкурс.
Когда наша система заработала, сборы по арендной плате в местный бюджет выросли вдвое, и глава администрации, который вначале сопротивлялся, повысил дружественного нам чиновника до начальника управления архитектуры, градостроительства и земельно-имущественных отношений. Наверное, примерно на это наш «лоббист» и рассчитывал, когда представлял нас начальству в выгодном свете», - отмечает гендиректор «Точки Юга».
4. Нужно уметь пользоваться привилегиями
Закон обязывает разные госструктуры взаимодействовать. В отношениях с вами чиновники легко могут развести бюрократию, но в отношениях с другим ведомством — как правило, нет. Этим нужно пользоваться. В лице своего заказчика вы получаете ценного союзника и можете использовать некоторые права и привилегии, которыми он наделён. Когда работаешь с администрацией — все двери открыты.
«Показательный случай произошёл с нами в Соликамске. Нам нужны были данные по подземным коммуникациям (водопроводу, газопроводу, электросетям), которые находились в распоряжении профильных ведомств, не хотевших делиться информацией. Мы сообщили об этом главе администрации, он собрал руководителей этих ведомств на общем собрании и дал понять, что, если кто-то не поможет, ему влетит. После этого один чиновник прислал информацию на бумажке, другой — в электронном виде. Оба уложились в неделю», - рассказал Анатолий Милюков.
Читайте также: Пять советов для предпринимателя, которые на самом деле не работают и даже вредят