В Свердловской области появился колоссальный по объему рынок для частных компаний — рынок услуг ЖКХ. По самым скромным подсчетам, только за один отопительный сезон потребители получают коммунальных
Почему частным компаниям надо идти на рынок ЖКХ именно сейчас?
В 2003 г. правительство Свердловской области приняло постановление, утвердившее «Концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства». По словам заместителя областного министра строительства и ЖКХ Богдана Процыка, на преобразование отрасли потребуется 54 млрд руб. Свердловская казна такими средствами не располагает — годовой бюджет области чуть ли не вдвое меньше этой суммы. Муниципальные унитарные предприятия (МУП), которые в основном и обслуживают ЖКХ, работают неэффективно. Власти решили: чем содержать убыточные компании, лучше отдать отрасль в руки частников. Внедрив современные технологии снабжения потребителей коммунальными ресурсами, обслуживания и ремонта жилищного фонда, они смогут сделать отрасль прибыльной. В нее потекут инвестиции.
Результаты такого решения не заставили себя ждать. Если в 2003 г. частными были лишь 3% коммунальных компаний области, то сейчас, по данным министерства строительства и ЖКХ, доля предпринимателей достигла 50%. Чтобы ускорить приход частников в ЖКХ, власти решили «поднимать» коммунальную инфраструктуру вообще без МУПов. Богдан Процык: Согласно постановлению областного правительства, в 2005 г. работа с муниципальными предприятиями в сфере ЖКХ прекратится. Будущее отрасли — за частными структурами.
Как устроен этот рынок сейчас?
Как сообщают официальные источники, к началу 2005 г. в областном ЖКХ числилось 1250 предприятий. В 2004 г. лишь треть из них работали эффективно — их прибыль составила 300 млн руб. Сумма убытка остальных предприятий в 5 раз больше — 1,5 млрд руб.
Сегодня самый крупный частный оператор ЖКХ области — ОАО «Свердловские коммунальные системы» (СКС), дочерняя компания ОАО «Российские коммунальные системы». За год работы в области СКС начала предоставлять услуги в Первоуральске, Качканаре, Нижнетуринском районе и в Верхней Туре. В Первоуральске и Нижнетуринском районе СКС обеспечивают население и предприятия теплом, в Качканаре и ВерхнейТуре — оказывают потребителям весь спектр коммунальных услуг. Первый инвестиционный проект СКС — газопровод протяженностью 4 км. Второй — реконструированная котельная, которая за 30-летний срок эксплуатации выработала свой ресурс на 100%. Оба объекта работают в поселке Крылосово под Первоуральском. СКС уже начали подготовку к новому отопительному сезону 2005-2006 гг. на своих четырех территориях, в ближайших планах — очередное территориальное расширение. Компания подписала пять новых соглашений о сотрудничестве с другими муниципальными объединениями.
Другой крупнейший частный оператор области — ЗАО «Свердловская энергетическая компания». Это дочерняя структура ЗАО «КЭС-Мультиэнергетика», входящего в холдинг «Комплексные энергетические системы» (КЭС). В 60 муниципальных образованиях области компания контролирует систему газоснабжения, в 25 — систему энергоснабжения, в 6 — теплоснабжение, еще в 2 — водоснабжение. В 2004 г. Свердловская энергетическая компания инвестировала в развитие свердловской коммунальной инфраструктуры около 81 млн руб., а в 2005 г. планирует вложить еще 162 млн руб.
Как власть предлагает бизнесменам заработать на ЖКХ?
Главное, что не удалось МУПам и что предстоит делать бизнесменам — внедрять технологии энергосбережения. По данным областного Министерства строительства и ЖКХ, более трети тепла не доходит до конечного потребителя. Счет за «утраты» поставщик услуг выставляет населению. Валерий Артемьев, директор ОАО «Каменская коммунальная компания»: Самые большие деньги в ЖКХ теряются при передаче тепла. Городские ЖК-конторы достаточно индифферентно относятся к регулированию режима потребления. Мы готовы взять это на себя.
Власти рассчитывают, что бизнесмены научатся передавать энергоресурсы без потерь, а сэкономленные деньги направят на развитие инфраструктуры. Чтобы улучшить сетевые системы, частным операторам необходимо установить котельные в жилых кварталах, счетчики тепла — в квартирах, а в частных домах — современные источники отопления (регулируемые котлы, снабжающие горячей водой и обогревающие жилье). В результате, полагают чиновники, снизятся тарифы для потребителей. Кроме того, по словам Богдана Процыка, частники займутся ремонтом изношенных сетей, а качество услуг повысится за счет проведения тендеров среди подрядчиков и поставщиков.
Когда и при каких условиях бизнес на ЖКХ станет рентабельным?
Участники рынка жилищно-коммунальных услуг считают, что говорить о его прибыльности пока рано. По прогнозам областного Министерства строительства и ЖКХ, инвестиции в эту отрасль окупятся лет через пять. Возникает вопрос: как возмещать затраты, существующие уже сегодня? Эксперты полагают, что сделать это можно, изменив систему тарификации услуг. Конкретных способов повышения рентабельности с помощью новых тарифов приводятся десятки, но все специалисты сходятся в одном: власть должна четко определить условия тарифной политики, стабильность которой законодательством сегодня не гарантируется. Илья Пономарев*, заместитель гендиректора ЗАО «КЭС-мультиэнергетика»: Мы понимаем, что государственное регулирование отрасли сохранится достаточно долго. Поэтому правила установки тарифов должны быть долгосрочными и четкими.
Еще пару лет назад, выходя на рынок ЖКХ, частники интересовались, до какого уровня можно повысить тарифы, чтобы окупить инвестиции. Сейчас, говорит гендиректора ЗАО «Свердловская энергетическая компания» Владимир Нечитайлов, для потенциальных инвесторов гораздо важнее другое: Деньги пойдут туда, где определились собственники коммунального имущества и где есть гарантии, что инвестиции останутся за акционерами. По мнению частных операторов, повышать тарифы — это вообще тупиковый вариант: ценообразованием в ЖКХ занимается областная энергетическая комиссия по специальной утвержденной методике. Со следующего года существующие тарифы будут пересматриваться только для новых компаний, а старые будут получать прежние тарифы с определенным коэффициентом — дефлятором, — говорит г-н Нечитайлов.
Убедившись, что тарифным ростом капиталовложения не окупить, инвесторы решили сконцентрироваться на снижении издержек и внедрении всевозможных инновационных технологий. Наши методы управления — это хорошо забытое старое. А вот технологии — современны. Где только можно, ставим полимер, современные теплоизоляционные материалы, уходим от минплиты к пенополиуретану, пенлиту, перлиту — у них и коэффициент теплопроводности намного ниже, чем у минваты, и срок службы до 70 лет, — говорит гендиректор компании «Свердловские коммунальные системы» Вячеслав Пракин.
Богдан Процык прогнозирует, что коммунальные услуги в области подешевеют к 2010 г. — к этому времени большинство операторов ЖКХ оптимизируют свои бизнес-процессы. До этого срока тарифы на территории Свердловской области будут расти. К примеру, в 2004 г. оплата ЖК услуг населением составляла 80% от себестоимости, а в этом году она возросла до 90%. Как говорит Богдан Процык, повышение тарифов связано с увеличением затрат в некоторых МУПах. Муниципалитеты тратят деньги неэффективно. К примеру, в муниципальном образовании — 10 предприятий ЖКХ. У каждого — бульдозер, трактор и другая техника, которая используется по назначению максимум один час за год. Необходимо создать в одном муниципальном образовании механизированную колонну, где бы все это было. Тогда не надо будет платить налоги за технику, снимутся проблемы со снабжением ГСМ, запчастями, содержанием рабочих и т.д.,— считает г-н Процык.
К каким опасностям необходимо быть готовым частным инвесторам?
Одной из главных проблем, с которыми столкнулись бизнесмены на входе в коммунальную инфраструктуру, стало отсутствие учета как при получении энергоресурсов от энергоснабжающих головных компаний, так и у конечного потребителя. В результате этого суммы, предъявляемые потребителю к оплате, оказались завышенными. Мы, например, столкнулись с вопиющими фактами, — вспоминает Владимир Нечитайлов. — В Камышлове принимали склады и нашли алюминиевый провод, который в бухгалтерии проходил по цене, в 65 раз превышающей рыночную! По словам гендиректора энергокомпании, поставщики, работающие с МУПами, завышают цены на материальные ресурсы на 20-40%. Частным компания приходится создавать альтернативные цепочки поставок.
Не меньше сложностей приносит частникам и неэффективная схема сбора средств потребителей. Коммунальные платежи с абонентов собирает заказчик в лице МУПа. Как рассказывает Валерий Артемьев, сначала муниципалы покрывают собственные нужды, а частным компаниям сбрасывают «остатки». В результате у поставщиков возникает недоверие по отношению к частнику, а долги потребителей растут. В прошлом году дебиторская задолженность населения составила 49 млн руб., — сетует г-н Артемьев. И он, и другие частные операторы Свердловской области солидарны в том, что возникла потребность создания единого расчетно-кассового центра (РКЦ) без участия в этом проекте муниципалитетов. Он должен отвечать за полноту сборов платежей и распределение средств по соответствующим отраслям ЖКХ. Валерий Артемьев:К примеру, учредителями РКЦ в Каменске-Уральском должны быть заинтересованные лица, то есть крупные поставщики энергоресурсов города — Синарский трубный завод, УАЗ-Урал-холдинг, «Свердловэнерго». Эти поставщики, полагает г-н Артемьев, смогут проконтролировать никем не управляемые денежные потоки.
Обеспечить сбор платежей в полном объеме довольно сложно — население слишком недисциплинированно. Сейчас, по официальным данным, уровень платежей среднеуральцев за ЖК услуги колеблется от 80 до 90%. В прошлом году, вспоминает Вячеслав Пракин, жители Нижней Туры заплатили всего 67% требуемых сумм.
Богдан Процык жителей области оправдывает: Если семья не в стостоянии платить за ЖК услуги, то она имеет право на субсидии. В случае умышленного неплатежа виноваты органы местного самоуправления. Там, где с населением проводят работу местные власти, все платят. По словам замминистра, росту «дебиторки» населения способствует некачественный сбор домоуправлениями платы за ЖК услуги.
Санкции, предусмотренные законодательством, не позволяют получить деньги от неплательщиков, проживающих в муниципальных квартирах. Согласно закону «Об основах федеральной жилищной политики», квартиросъемщика, чья задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг превышает шесть месяцев, могут лишь переселить в судебном порядке в жилье по меркам общежития (6 кв. м на человека). На владельцев приватизированных квартир найти управу можно. Если человек полгода не оплачивал коммунальные услуги, его квартиру можно продать. Власти возьмут себе сумму долга, а остальные деньги вернут собственнику. Однако на оформление всех юридических процедур уйдет масса времени.
Частные операторы ждать не могут. К примеру, СКС, чтобы решить проблему неплатежей, воспользовалась юридическим «инструментом» — представители компаний заключили договор с каждым потребителем своих услуг. Мы предоставили жилищно-коммунальную услугу надлежащего качества. Многие об этом говорили, а мы просто взяли и сделали. А потом за эту услугу попросили потребителей рассчитаться по договору, — рассказывает
г-н Пракин.
Еще одна опасность на пути частников в ЖКХ — повышенная аварийность коммунального хозяйства. Степень износа теплосетей на Среднем Урале сейчас превышает 60%. Хотя аварии происходят не только из-за старого оборудования. Чаще причиной этого выступают несоблюдение установленных сроков проведения ремонтных работ, особенно капитальных, неконтролируемое переоборудование помещений, некачественные работы, неготовность к отопительному сезону. Устранение последствий аварий обходится вчетверо дороже, чем проведение планового ремонта, утверждают в министерстве ЖКХ. Для приведения «запущенных» сетей в надлежащее состояние операторам требуются не только значительные по объему, но и «смелые» инвестиции (без гарантированной окупаемости).
Переход на энергосберегающие технологии тормозится и потому, что отсутствует возможность взять инженерную инфраструктуру в долгосрочную аренду. В первую очередь это касается тепловых сетей. Имущество, находящееся на территории муниципальных образований, юридического статуса не имеет. Вот уже в течение десяти лет, в соответствии с указом президента, правительство продолжает наделять муниципальные образования жильем, которое ранее принадлежало различным предприятиям и учреждениям. В итоге, весь жилой фонд должен перейти в муниципальные органы, но сам акт его передачи в существующем законодательстве не определен. Отдать ЖКХ частнику сложнее вдвойне: во-первых, муниципалитет не хочет расставаться со своим имуществом, во-вторых, никто не гарантирует, что, получив хозяйство в собственность, частная компания останется на этом рынке. То обстоятельство, что сети не зарегистрированы, вынуждает работать нас в условии краткосрочных договоров, — говорит Илья Пономарев*. — Сейчас мы берем на себя все проблемы, связанные с государственным оформлением имущества ЖКХ. Это позволит в дальнейшем выйти на долгосрочные комплексные отношения с муниципальным образованием.
Валерий Артемьев тоже ратует за долгосрочные договоры. В 2004 г. Каменская коммунальная компания произвела замену около 30 км сетей. В этом году город предложил предприятию освоить эту же цифру. Г-н Артемьев на предложение ответил так: Будет долгосрочный договор — будут инвестиции. Сегодня такой договор отсутствует, существуют лишь только тарифные деньги на ремонты. На инновационные проекты пока нет ни сил, ни средств. Нам хотя бы дыры залатать.
Кроме того, местные власти принимали от предприятий коммунальное хозяйство без аудита — за неимением средств на инвентаризацию. А частник, пришедший на рынок, обязан провести финансово-экономическую и технологическую проверку, да еще и «отстегнуть» средства на юридическое закрепление сетей за …властями области.
Свердловские коммунальные системы (СКС) столкнулись не просто с незарегистрированностью сетей, а с их бесхозностью. Как говорит гендиректор компании Вячеслав Пракин, в области есть коммуникации, которые никому не принадлежат и, соответственно, не попадают в тарифную составляющую. СКС не просто провела аудит и выполнила обязательство по регистрации, но также заключила долгосрочные договоры на трех территориях: на 5 лет с Первоуральском и Качканаром, на 10 — с Нижней Турой. У нас в концепции развития проекта по Свердловской области прописано — только долгосрочные договоры. Мы не приобретаем и не собираемся приобретать последнее, что осталось у муниципалитетов, — говорит г-н Пракин.
Не избежала коммунальная отрасль и кадрового дефицита — едва ли не главной проблемы всего современного рынка России. Причем ЖКХ, как и другим отраслям, помимо рабочих специальностей — сварщиков, монтажников, слесарей, электриков, — требуются квалифицированные менеджеры. Игорь Широков, директор ООО «Регионгаз-Инвест», считает существующих на рынке труда менеджеров консервативными и инерционными: им кажется, что ЖКХ — убитая отрасль. В Каменской коммунальной компании высшее образование имеют всего два сотрудника: директор и специалист в техническом отделе, проводящий расчеты. Больше всего фирма нуждается в высококвалифицированных теплоэнергетиках. В Министерстве строительства и ЖКХ считают, что кадры надо учить. Богдан Процык: Мы проводим переговоры с уральскими вузами, обсуждаем возможность создания института, где будут готовить специалистов для ЖКХ — и рабочих, и управленцев. Несколько колледжей и профтехучилищ области уже выпускают для ЖКХ электриков, слесарей, сантехников, плотников, каменщиков, штукатуров и т.д. Г-н Широков предлагает не ждать, когда на рынке появятся обученные кадры, а привлекать уже имеющихся специалистов с помощью «денежных знаков». С таким подходом согласен и заместитель директора ООО «Термакс» Андрей Фомичев: Достойному работнику нужно платить достойную заработную плату и создавать условия для качественной работы.
Какие компании смогут заработать на ЖКХ?
Разгрести «авгиевы конюшни» коммунальной отрасли под силу лишь компаниям, имеющим финансово сильных учредителей, способных дотировать неизбежные убытки одних подотраслей за счет прибыльности других. Только крупные компании могут получить долгосрочные и дешевые инвестиции, без которых не может быть и речи о реформе ЖКХ. Владимир Нечитайлов: Крупная компания с серьезными оборотами имеет преимущество при оформлении кредитов. Компания такого уровня, как наша, может вести серьезные переговоры с Европейским Банком Реконструкции и Развития о привлечении кредитных ресурсов для реконструкции инфраструктуры и технологических инноваций.
Другое важное преимущество крупного оператора — возможность оказывать комплексные услуги. Мультиэнергетический подход — основной принцип холдинга «КЭС-мультиэнергетика». Илья Пономарев* считает, что добиться значимого эффекта в сфере ЖКХ можно, лишь если оказывать потребителю комплексные услуги. Согласен с ним и г-н Нечитайлов: Единственный путь, позволяющий выжить и заработать в ЖК-бизнесе — создать мультиэнергетический бизнес.
Уже сейчас изменения, связанные с приходом частного капитала в жилищно-коммунальное хозяйство, налицо — существенно снизились сверхнормативные потери, внедряются энергосберегающие технологии. Дальнейшее развитие связано с позицией государства, которое должно решить проблему растаскивания денег в ЖКХ. Тогда удастся освободить дополнительный объем финансовых ресурсов для того, чтобы поднять на ноги свердловский жилкомхоз.
Обратная связь: dk@apress.ru
* - выполняет функции иностранного агента