Сегодня Рид Хоффман – постоянный участник рейтингов Forbes. За восемь лет он создал успешно работающую социальную сеть, аудитория которой перешагнула за 100 млн пользователей.
Владельцев крупного бизнеса можно условно разделить на две группы: одни – те, к кому успех буквально сам идет в руки, другие – кому приходится добиваться успеха долгим и кропотливым трудом. Ко второй категории можно смело отнести основателя социальной сети LinkedIn Рида Хоффмана.
Это сегодня основатель LinkedIn входит в десятку лучших венчурных инвесторов мира, когда он делал первые шаги в Силиконовой долине, в его успех мало кто верил. Внешне полноватый, всегда улыбающийся, добрый Хоффман производил впечатление, скорее, работника по найму, нежели основателя крупного проекта.
Путь к успеху Рида Хоффмана был действительно непрост. Но все испытания, которые он прошел, помогли ему вывести универсальный рецепт для развития успешного бизнеса. Хоффман успел обжечься на стартапе в 1997 году, когда прошла волна интернет-бума. Он решил начинать свое дело, поработав на Apple и Fujitsu.
«В лето 1997 я начал нервничать. Я подумал, что нужно основать собственную компанию как можно быстрее, когда интернет-рынок всерьез разогрелся, а это не могло долго продолжаться», — рассказал Хоффман для Wall Street Journal.
Тогда он основал компанию SocialNet.com. В 1999-м он понял: успеха проект не принесет. Хоффман потерпел фиаско, но руки не сложил, наоборот, вынес ценный опыт:
«Раньше я считал, что лучше всего основать компанию на экономическом подъеме. Но потом понял, что нужно начинать на спаде. Так легче подобрать команду и партнеров, а конкуренты появятся позже».
После своего неудавшегося стартапа Хоффман стал работать у Питера Тиля в PayPal, и спустя некоторое время стал его вице-президентом. Из PayPal вышло более десятка специалистов по инвестициям и стартапам, их называют «мафия PayPal» — Стив Чен, Джавед Карим и Чад Херли, создатели YouTube; Джереми Стопплмен из Yelp , Макс Левчин из Slide. «Главарем мафии» является Питер Тиль, который стал миллиардером за счет Facebook – он инвестировал во многие проекты, в частности в появившийся в 2003 году LinkedIn. Для совместной работы Хоффман пригласил коллег из PayPal а также из своего первого стартапа SocialNet.com.
Создатели LinkedIn с самого начала ориентировались на сегмент потребителей, отличающихся от клиентов MySpace или Facebook, предполагая, что молодежь проще не только привлечь, но и проще потерять, что видно на примере MySpace. Аудитория профессионалов, использующих LinkedIn, росла в первое время достаточно медленно – 2-3 млн подписчиков в год, но все же это были верные клиенты.
LinkedIn сама объявила, что не стоит ждать от них резкого роста прибылей. Так и случилось: в 2010 году чистая прибыль была на уровне $15,4 млн. По сравнению с другими соцсетями – очень небольшие цифры. В следующем году Рид Хоффман сделал нечто такое, чего от него мало кто ожидал:
19 мая 2011 года Рид Хоффман провел очень удачное IPO. Выход на биржу LinkedIn начала с $45 за одну акцию, и в первый же день торгов стоимость акций увеличилась на 109%, что составило $94,25. После этого пакет Хоффмана в LinkedIn стал стоить приблизительно $1,7 млрд. До IPO он был владельцем 22,1% акций предприятия, 1% он уже продал. Для фонда Greylock Partners, с которым Хоффман сотрудничает с 2009 года, стоимость доли составила $1,3 млрд.
Настолько длительная работа над проектом не могла не оставить след в жизни и образе мышления Рида Хоффмана. Для себя он открыл несколько правил, которые можно успешно применить в бизнесе. Во-первых, говорит Хофман, необходимо задавать себе правильные вопросы и уметь видеть свое собственное конкурентное преимущество. Формула лучшей работы, по мнению Хофмана, выглядит так:
Преданная аудитория проекта х глубину х влияние времени = социальное воздействие.
Именно эта формула, по мнению основателя LinkedIn, должна помочь предпринимателям решить, на что стоит тратить свое время, а какие идеи следует просто отпустить. Это правило должно подтолкнуть руководителей проекта к глубокому анализу своей аудитории и их предпочтений. Только после проведения подобного анализа на свет может появиться действительно востребованный продукт или услуга.