Меню

«80% сегодняшних преподавателей должны встать и уйти. В методисты или, лучше, в сварщики»

Иллюстрация: pixabay.com

«Ценность преподавания изменилась. Теперь задача лектора не рассказать обо всем, а дать знания, показать способ применения. Кому нужна вода? Я и сам могу почитать, в сотнях источников. Ты мяса давай».

Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», в своем блоге на Facebook рассказывает, почему вся система образования должна срочно измениться.

— Ценность информации сокращается. Растет ценность знаний. Первое от второго отличается тем, что информация — это факты в некотором контексте, а знания — это понимание, как применить информацию с пользой. Если раньше информация была сложнодоступна, то с развитием интернета все изменилось. Смысл лекций пропал. Зачем слушать преподавателя Васю, когда можно посмотреть на Youtube преподавателя Петю?

Ценность преподавателя изменилась. Теперь его задача не рассказать обо всем, вообще. Его задача — дать знания, сиречь показать способ применения, кейс. Больше нет резона ждать, когда маститый теоретик поделится историей сферы его интересов. Кому нужна эта вода? Я и сам могу почитать, в сотнях источников. Ты мяса давай.

Представляете, какое количество преподавателей сейчас должно встать и покинуть уютные кафедральные комнатки и аудитории? Я думаю, что процентов 80. А это сотни тысяч человек, примерно три сотни. Уйти вместе с журналами, учебно-методическими комплексами, бесконечными бумажками, хамовитыми секретарями, затхлостью и трупиками мух между двойными стеклами окон, чайком с конфетками. Они должны пойти искать новое применение, приобретать современный, нужный практический опыт. Может, стать методистами, если не хочется очень далеко отгребать от учебного процесса. Или, для экстремалов, пойти в сварщики. Знаете, как тяжело найти хорошего сварщика? А со швеями какие проблемы? Да полно же всего.

Но нет, конечно, никуда они не пойдут. Они же работники умственного труда. Они же вцепятся зубами, скрюченными пальцами вопьются в свой стул с отламывающейся спинкой. И попробуй их тронь! Ну что ты!

Вопль поднимется какой, а на ученый совет придут толпой и будут защищать свой метод преподавания до хрипоты, до драки. Круговая порука. Сейчас вот они все стали апологетами Индустрии 4.0. Люди, бесконечно далекие и от производства, и от автоматизации, не понимающие смыслов и выкрикивающие лозунги. Им не интересны результаты, им страшно интересен процесс. Конференции, доклады, встречи. Переливание из пустого в порожнее. Очередная компанейщина, сохраняющая им еще ненадолго рабочие места.

Читайте также: «Если ребенок ошибся с выбором специальности — это уже хорошо» — Александр Шаронов

Что я хочу сказать? Мне нет дела до чужого дела. Кто-то хочет теоретизировать и надувать щеки? Пусть. Создавать кружки «экспертов» и сообщества «боевых соратников»? Да попутного ветра. Запускать места бурления и острова выпаривания? Чудесная идея. Только бы детей не трогали. Они у нас чудесные, наши дети.

Дайте им возможность учиться у лучших, учиться у профессионалов. Дайте им, черт подери, построить уже новый мир. Отойдите в сторону. В санаторий. Или лепрозорий. А то ведь скоро пойдет дождь. И вы знаете, чем это все кончится.