«У многих основателей бизнеса есть мечта: выйти из операционного управления и только задавать верный курс. А все остальные будут работать, сдавать проекты вовремя. Но в реальности так не получается».
В кофейный бизнес Анна Цфасман попала случайно: ее позвали руководить сетью «Кофеин», выполнять менеджерскую работу. Но Анна решила, что уж если заниматься этим, то серьезно, и начала разбираться в теме. Потом поняла — недостаточно просто знать, как взбивать молоко или варить эспрессо — важны нюансы. В результате Цфасман побывала на плантациях, где выращиваются зерна — именно там начинает формироваться вкус конечного продукта — кофе.
В какой-то момент к ней пришло осознание, что, когда работаешь «на дядю», мера ответственности полностью сравнима с ведением собственного бизнеса, при этом свобода в принятии решений ограничена. Покидая «Кофеин», Анна Цфасман точно понимала, что не хочет устраиваться в глобальные корпорации, где только политика, и нет никакого живого продукта и мысли. И решила заниматься собственным бизнесом — так появилась сеть «Даблби», писал DK.RU.
Теперь Анна Цфасман честно и подробно рассказывает, как начать свое дело, несмотря на огромный страх перед неопределенностью и возможным провалом и скепсис родных и друзей, которые хором говорят: «У тебя ничего не получится!».
Анна Цфасман, основатель международной сети кофеен «Даблби»:
— Очень часто, когда мы пытаемся понять, чем хотим заниматься в жизни, то думаем о своем деле. Потому что зачем нам начальник, кто-то, кто будет говорить, как нам правильно работать, во сколько прийти в офис, во сколько уйти. Ведь можно заниматься тем, что мы любим, что нас вдохновляет, что заставляет вставать с утра. Если у вас есть внутренняя потребность, ощущение, что вы можете сказать миру что-то новое, если вы хотите сделать то, что до вас не делал никто, и покорить вершину, которую еще не покоряли, нужно подрываться и бежать. Особенно если вы видите возможность, которую не замечают все остальные участники рынка, потому что они ограничены либо своим форматом, либо собственным видением.
При этом нужно понимать: свое дело — это поездка над пропастью на огромной скорости в кабинке, у которой забыли закрыть дверцу. Вдалеке маячат возможности и цель, к которой ты стремишься. Помощников особенно нет. Если вы к этому готовы, не боитесь таких испытаний и даже можете получать от этого удовольствие, то собственный бизнес — для вас. Но как только вы начнете движение в этом направлении, постарайтесь хотя бы запомнить несколько полезных советов. Следовать им необязательно, но прислушаться иногда можно.
>>> Читайте также колонку основателя компании «Этажи» Ильдара Хусаинова, где он называет шесть причин, почему именно сейчас в России стоит начинать бизнес
Во-первых, научитесь выключать внешний звук. Когда мы только начинали, нам все пытались дать совет. Не было участника рынка или просто знакомого, кто бы ни давал рекомендации, как именно нужно делать. Конечно, кофейня — это ведь так просто! Это же не строительство ИТ-компании с нуля. Право слово, кофейню любой может открыть: сколотили стойку, купили б/у кофемашину, нашли красивого бородатого татуированного парня, поставили его за стойку, сказали, на какую кнопку нажимать. Он улыбается — все, у вас очередь! Именно так кофейный бизнес выглядит со стороны и так к нему относится большинство из тех, кто его начинает.
Когда мы сказали, что открываем сеть кофеен, где будем только варить кофе и не станем заниматься едой, мне все сказали: «Это невозможно!». Это первое, что слышит любой предприниматель, который решил идти не по проторенной дорожке, а своим путем.
И вы будете это слышать каждый день. Не только от профессионалов рынка и известных консультантов, но и от своих родителей, знакомых, друзей. Потому что со стороны все вроде как разбираются в любом бизнесе — диванные аналитики всегда вам скажут, куда двигаться.
А профессионалы рынка способны оценивать только текущую ситуацию в отрасли и анализировать уже имеющийся опыт. Так что кофейня без еды, говорили нам, — тупиковый проект, лучше даже не начинать.
А я настаиваю: выключайте этот внешний звук. Это очень тяжело, потому что нас с детства учат: слушайся родителей, учителей, старших, и в принципе слушайся. Но когда вы внутри понимаете, что словили идею, плюс у вас есть энтузиазм и уверенность, что вы докажете всем, чего вы стоите, то не слушайте никого. Потому что этого внешнего звука будет очень много.
Мы ведь сейчас живем в отсутствии личного пространства, любой малознакомый человек имеет право вторгнуться в ваше личное пространство — на улице, в кафе, в соцсетях — и давать вам советы и оценку вашей деятельности, внешности, настроению — чему угодно. Поэтому когда вы в начале пути, умение не реагировать на шум вам очень поможет. Старайтесь на первом этапе отключиться от всего, даже не читать комментарии в соцсетях.
>>> Читайте также 10 правил основателя CarPrice Оскара Хартманна: Как не сгореть на работе и быть продуктивным до 80 лет
Второй важный совет: не делайте заявлений, которые не соответствуют действительности — даже ради маркетинга. В нашей индустрии только ленивый не рассказывает о том, какой он крутой профессионал. Любой, кто вчера начал заниматься кофейным бизнесом, через два дня становится невероятным профи, говорит об этом публично, дает интервью, рассказывает о своем предпринимательском пути, которому всего месяц. Но очень важно, чтобы за вашими заявлениями хотя бы что-то стояло.
Наши бариста, например, участвуют в профессиональных соревнованиях, мы тратим на это деньги. За счет этого, во-первых, растет профессионализм сотрудников, во-вторых, победы на конкурсах, в том числе, мировых, дают доказательства: компания действительно профи. И я всегда говорю: если вы будете строить бизнес, думайте о том, чтобы быть лучшими в мире. Не старайтесь быть лучше соседа, того, кто работает на вашей улице или даже в вашем городе. Старайтесь, чтобы о вас говорили в мире. В этом случае соседа вы точно обгоните.
Также важно сразу понимать: вам придется вкладываться в ваш основной продукт. У большинства компаний получается вторичный бизнес — когда они кого-то просто копируют. Покупают, переупаковывают и продают, но не несут в себе никакой идеи. Идею же можно нести только когда ты очень глубоко в чем-то разбираешься.
Кофе позволяет иметь в этом плане очень большую свободу, потому что сам продукт очень интересный. Мы работаем в 12 странах: в Колумбии, Бразилии, сотрудничаем с Кенией, Эфиопией, Бурунди, Руандой и др. Мы приезжаем туда, ищем фермы, подходящие по почве, по деревьям, которые там выращены. Сейчас наша индустрия разворачивается в сторону фермеров, иначе мы можем прийти к тому, что они просто исчезнут — работать будет невыгодно. Труд по сбору кофейных ягод очень тяжелый и низкооплачиваемый, и индустрия делает так, чтобы и фермер, и сборщики имели доходы, сравнимые с прибылью тех, кто продает конечную чашку кофе. Кроме того, фермеры стареют, молодежь уезжает с ферм в города, и мы скоро придем к тому, что средний возраст фермера будет 60+. Все эти проблемы индустрии вроде бы не касаются того красивого бородача, который стоит за стойкой и варит кофе. Но если смотреть на 10-15 лет вперед, то перспективы нерадужные.
Мы решили менять ситуацию и стали покупать не готовый продукт — зеленое зерно, а сами ягоды у фермеров. Так мы можем им платить выше рынка. Дальше мы обрабатываем ягоды сами, по экспериментальным технологиям.
Это позволяет нам, с одной стороны, сохранить себестоимость, несмотря на рост курса валют и на то, как меняется экономическая ситуация. С другой стороны, за счет этого мы стали свободными.
Мы не зависим от того, как фермер видит обработку ягод, как оборудована станция обработки. Мы говорим: хотим так и так и получаем то, чего нет больше ни у кого. Итоговый продукт нельзя повторить или украсть.
>>> Читайте также колонку главы банка «Точка» Бориса Дьяконова — о том, как защитить свой бизнес от конкурентов-имитаторов, воровства идей и технологий
Также если вы хотите, чтобы у вас был продукт, которого больше ни у кого нет, вам нужно будет вникнуть в каждый этап. Во все процессы, которые происходят с продуктом, иначе вы не сможете его продать. У многих основателей бизнеса есть мечта — как бы выйти из операционного управления и только задавать верный курс. А все остальные будут работать, сдавать все проекты вовремя, приносить гениальные идеи.
Но в реальности получается так: если вы хотите, чтобы в мире вас приводили в пример, приходится вникать во все вопросы, включая производство. В нашей сфере это сложно — там происходит масса химических процессов. При этом никто из ученых толком не знает, что происходит с зерном при обжарке — грантов им на это не дают, так что все очень гипотетически. И управленцу тоже приходится вникать во все: вплоть до логистики зеленого и жареного зерна — кофе теряет свойства при перевозке, и надо понимать, кто берет на себя эти риски. Каждая мелочь отражается на качестве и стоимости продукта, поэтому если вы собираетесь открывать бизнес, пожалуйста, вникайте во все и давайте себе отдых от этого не раньше чем через 5-10 лет.
Очень важно, что за люди будут с вами работать. Хорошо, если они подходят вам по своим человеческим качествам, потому что со временем они будут иметь право вам сказать достаточно жестко: «Ты ошибаешься. Ты идешь не туда». И будет очень тяжело воспринять такие слова от человека, которого вы не уважаете и не цените — особенно если у вас что-то уже получилось. Не говоря уже о том, чтобы прислушаться. А иногда это может спасти бизнес от краха.
Поэтому обращайте внимание: способны ли вы выслушать не всегда конструктивную критику от людей, которые рядом. Они обязательно нужны, вы пройдете с ними огонь и воду, будете ссориться, но такие люди безумно полезны! Они не дадут вам возможности расслабиться и почивать на лаврах.
В бизнесе невозможно победить раз и навсегда. Сегодня ты достиг вершины, а завтра нужно побеждать еще раз.
Также важно понимать: команда начального этапа вряд ли останется с вами, когда вы пойдете дальше. Я говорю про специалистов из сфер финансов, маркетинга, автоматизации, операционного управления. Будьте готовы к тому, что ваши соратники не смогут продолжить работать с вами дальше. И вы не должны себя в этом винить. Потому что меняется компания, цели и задачи, навыки, которые нужны, чтобы двигать бизнес вперед. И многие предприниматели чувствуют себя виноватыми, увольняя фактически своих друзей. Вы же проработали первые 3-4 года вместе, эти люди столько времени, сил и души вложили в ваше дело, которое теперь стоит вменяемых денег. Но дальше вам с ними не по пути, потому что их профессиональные навыки не выросли — они хороши, когда нужно запускать что-то новое, но когда требуется методично работать, достигая цели, эти люди больше вам не подходят.
>>> Читайте также колонку Ксении Собчак с пошаговым рецептом, как стать брендом и заработать на самопиаре
Еще один важный вопрос: что делать с ошибками. Для себя я давно сформулировала ответ: ошибки надо совершать. Это нормально. Вы — человек, вы неидеальны, вы, может быть, даже не самый лучший бизнесмен на свете. Но так получилось, что вы придумали идею, смогли ее воплотить, вырастить. Вы имеете право ошибаться — и в самой идее, и с командой, и в решениях, которые вы принимаете. Нужно просто уметь на следующий день проснуться, здраво оценить ситуацию и принимать следующее, надеюсь, верное решение.
И самое главное: в вашей голове основателя и драйвера процесса всегда должна быть стратегия. Вам нужно каким-то образом использовать для этого разные методы и видеть свою компанию на несколько лет вперед. Все сотрудники смотрят на вас не чтобы получить совет, как им работать, не чтобы вы их отругали или спросили, как там с дедлайном. В вас ищут человека, который скажет, куда мы идем и как мы туда попадем. Если это у вас есть, вы в этом твердо уверены и четко видите дорогу, вы сможете вести за собой тысячи.
И если окажется, что вы пошли не туда, не бойтесь. Всегда можно начать сначала и выбрать более правильную дорогу. Если у вас есть стержень, твердость и уверенность, что рано или поздно вы добьетесь своей цели, то вам море по колено.
Материал написан на основе выступления на бизнес-конференции АМОКОНФ-2019; Автор текста — Екатерина Стихина