Меню

А ездить на чем? Россия останется без Rolls-Royce, Maserati и Aston Martin

Автомобильные бренды класса люкс вскоре могут уйти с российского рынка. Причина – требования по установке систем безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, предусматривающие проведение двух краш-тестов.

В правительстве не готовы дать импортерам малых партий люксовых машин (Bentley, Lamborghini, Ferrari и т. п.) исключение из общих требований по установке систем безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Для того, чтобы сертифицировать модели, техрегламент требует проведения двух краш-тестов, что для люксового сегмента – слишком дорого, так как продается всего несколько моделей машин в год. Импортеры опасаются, что это приведет к массовому уходу ряда дорогих моделей машин и автобрендов с рынка России.

«Коммерсант» пишет, что профильные министерства не поддержали идею избавить импортеров от внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС в легковые машины, завозимые малыми партиями.

Инициатива касалась моделей автомобилей класса люкс - Rolls-Royce, Maserati, Aston Martin и т.п, спорткаров, электромобилей (Tesla), а также ряда нишевых модификаций массовых брендов, таких как Lexus. Надежда на то, что в техрегламент ЕАЭС будут внесены поправки, требующие внедрения ЭРА-ГЛОНАСС в целях безопасности с 2017 года, появилась в январе этого года, когда инициатива оказалась в протоколе совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Тогда премьер поручил Минпромторгу проработать вопрос о необходимости исключения для малых партий импортных машин.

Однако после переписки с ведомствами Минпромторг отчитался правительству, заявив, что такое исключение может привести к «массовому» выходу на рынок страны машин без систем безопасности, a также к тому, что импортеры перейдут на подтверждение соответствия всех машин ЭРА-ГЛОНАСС по схеме малых партий. Это, в свою очередь, может привести к повышению смертности в ДТП.

Источник рассказал, что в ГЛОНАСС опасаются, что на фон общего спада автомобильных продаж производители перейдут на многократные поставки малых партий машин.

В Минтрансе сообщили, что малыми партиями завозят, как правило, автомобили с мощными двигателями. Такие автомобили предпочитают «водители со скоростным, агрессивным вождением», что повышает актуальность наличия системы безопасности, а та «несущественно влияет» на цену автомобиля. В МВД внесение изменений также сочли нецелесообразным шагом.

Что включает в себя новый краш-тест

Импортеров автомобилей волнует то, что теперь для проверки нужны краш-тесты двух машин, на фронтальный и боковой удары. С лета 2015 года Ассоциация европейского бизнеса и Volkswagen Group (марки Porsche, Bentley и Lamborghini) в обращениях в Минпромторг указывали, что из-за единичных продаж затраты на системы безопасности выше дохода от проданных машин.

Вагиф Бикулов, операционный директор по люксовым брендам «Авилона» (импортер Ferrari, Aston Martin, Bugatti с прошлого года) отметил, что для внедрения системы безопасности в Ferrari (стоит примерно 25 млн руб.) нужно уничтожить две машины, если в год их продается около десяти, то цена каждой вырастет на 5 млн руб.

Бикулов уверен, что для люксовых брендов присутствие в России будет невыгодно, некоторые марки останутся только ради имиджа. После соответствующего запроса в Минпромторге вчера заявили о возможности «совмещения проведения испытаний ГЛОНАСС» для минимизации расходов. В Минтрансе и АО ГЛОНАСС на запрос издания не ответили.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что российский рынок важен для люксовых марок, так как продажи таких машин по всему миру единичны, a в России спрос на такие автомобили довольно высок.

Рынок люксовых автомобилей в России

В 2015 году, по данным «Автостата» рынок машин класса Люкс в России составил 1157 машин. При этом больше половины, 60%, пришлось на новый Mercedes-Benz Maybach S Class. Также в России в прошедшем году купили 143 Rolls-Royce, 208 Bentley, 77 Maserati, 20 Ferrari, 19 Lamborghini, 3 Aston Martin.

В Volkswagen Group заявили, что система безопасности ЭРА-ГЛОНАСС «необходима и полезна». В автоконцерне отмечают, что первой моделью с системой станет Bentley Bentayga. В то же время в компании отмечают, что цена разработки системы, внедрения в производство и сертификации каждой модели «чрезвычайно высока». Так что продажи моделей, продаваемых малыми партиями, станут нерентабельными. В Volkswagen Group полагают, что требования ЭРА-ГЛОНАСС должны соответствовать европейской системе eCall, в которой существуют исключения для партий менее, чем 1000 машин в год. Кроме того, компания подчеркивает «неоправданно высокую» стоимость установки системы на модели, находящиеся в конце жизненного цикла.

Источники «Коммерсанта» в отрасли также выразили мнение, что шанс на изменение техрегламента только один, и заключается он в прямом лоббировании «через Белый дом». В то же время на рынке уже начали рассуждать о возможных уловках, одной из которых может стать получение одобрения в других странах ЕАЭС.