Меню

«А кто сказал, что тут российские законы?». Бизнес и жители Крыма — о 5 годах в составе РФ

«Не один материковый сломал ноги о крымские камни. Была иллюзия, что можно создать что-то большое, но нет». Как живут, работают и строят бизнес на полуострове сегодня.

В России отмечают, обсуждают и пытаются осмыслить пятилетие присоединения Крыма к России. В выходные на центральных каналах прошли программы, в которых прозвучали заявления о том, что полуостров 20 с лишним лет был аннексирован Украиной, в сети собирают мнения политологов и социологов о неоднозначном юбилее.

СМИ пытаются оценить юбилей с разных точек зрения, например, «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России) подготовила репортаж о том, как живется бизнесменам, приехавший в Крым после 2014 года. Путешествие по полуострову журналистов издания и общение с предпринимателями показало: чужих в Крыму все также не любят.

«Хочется, чтобы бизнес был прозрачным и понятным. Лучше знать, что в итоге получишь. А здесь — это рулетка. Пару лет назад мне сказала одна крымчанка — она, кстати, уехала в Москву — интересную фразу: «Не один из ваших, материковых, обломал ноги об крымские камни». Тогда я смеялся, а сейчас часто вспоминаю ее», — говорит Денис Смоленцев, приехавший в Крым из Москвы и после нескольких лет решивший все же покинуть полуостров.

Была иллюзия, что здесь можно создать что-то большое, это развить и удержать. Но это не так. В моей ситуации точно. Чтобы закрепиться и остаться, надо принять местные правила, умерить амбиции, — так описывает свой опыт построения бизнеса в Крыму Алексей Чехранов, бросивший несколько лет назад крупный проект во Владивостоке.

Даже логичный для Крыма бизнес — виноделие, оказался непростым делом. Работать, конечно, помогают щедрые субсидии, но для их получения нужно обладать статусом сельхозпроизводителя и  зарегистрировать компанию в Крыму. При этом купить землю почти невозможно: у спекулянтов дорого, у государства — сложно. Даже имея виноградник, делать из него вино нельзя: все производители алкоголя сначала должны подключиться к ЕГАИС, что под силу только крупным компаниям.

Ты не можешь в собственном подвале делать вино, как это делают итальянские и французские фермеры, — объясняет Павел Пестов, работающий в этой сфере. — Тебе нужно соответствовать всем этим требованиям. Это не только административный барьер, но повышение стоимости входного билета [на рынок].

При этом на рынке полуострова есть компании-виноделы, которым удается расти взрывными темпами. Например, Alma Valley, возможно, принадлежащая председателю правления банка ВТБ Андрею Костину. Другой крупный винный инвестор — банк «Россия» друга Владимира Путина и участника кооператива «Озеро» Юрия Ковальчука. Его структура купила завод по производству шампанских вин «Новый Свет» и планирует приобрести завод «Инкерман».

Ранее DK.RU писал о впечатлениях российского топ-менеджера в Крыму: «Нужна обналичка? Оставьте хитрые схемы. Просто откройте бизнес в Крыму»

Не административные барьеры, а коррупцию считает определяющей в формировании делового климата полуострова Юрий Айрапетян, президент крымской организации предпринимателей «Новая формация»:

С точки зрения инвестиционного климата, если сказать, что все зашибись — это неправда. Если услышите — [знайте это] наглая ложь. Некоторые чиновники умышленно тормозят тот или иной инвестиционный проект. Может, хотят компенсации своих трудов. Однажды глава малюсенького района умудрился застопорить крупный проект — он не готов был выделить под проект землю. Представляете, мне глядя в глаза он говорит: а кто вам сказал, что здесь российские законы действуют?

Служба BBC попыталась понять, как за последние пять лет изменилась жизнь на полуострове другим путем: журналисты отправилась на полуостров, чтобы поговорить с жителями пяти крупнейших городов: Феодосии, Ялты, Севастополя, Симферополя и Евпатории. Ответы прозвучали самые разные, от «Мы рады, что мы в России, у нас есть мост и зарплаты стали выше» до «Жизнь никак не улучшилась, только бордюры вдоль дорог стали красить чаще».

Была поставлена задача: Крым в 2014 один, а в 2019 совсем другой, но это не так. Мы даже начали разочаровываться, при Украине-то мы нормально жили. А дальше что будет — трудно сказать. Мы как жили бедно, так и живем, а так все отлично: праздник! — комментируют жизнь на российском полуострове его жители.

Фото: pixabay.com