«Экономика роста» никакого роста экономики не обеспечит. Но эту программу правительство хочет принять на вооружение сегодня, а плачевные последствия могут наступить через 1-2 года».
На улице весна! И травка зеленеет, и солнышко блестит, и птички поют! Жить хорошо! Но, как говорил герой Юрия Никулина, хорошо жить – еще лучше. Рассмотрим перспективы.
Минэкономразвития определилось с базовыми предпосылками для прогноза социально-экономического развития России на 2016 и 2017–2019 г.г. Россию ждет еще три года кризиса. Цена нефти – основное условие для составления и прогноза, и бюджета – все четыре года останется дешевле $50/барр., предполагает министерство.
Как говорил В.С. Черномырдин, никогда такого не было и вот опять! На самом деле, ничего нового. Ведь последние 25 лет наше Минэкономразвития занималось не развитием, а разрушением того, что было построено нами, нашими отцами и дедами в советское время. Ведь не за один год мы дошли до того, что доля импорта в продукции стратегических отраслей (станкостроения, тяжелого машиностроения, легкой, радиоэлектронной, фармакологической и медицинской промышленности) на российском рынке составляет от 80 до 90%. Эти цифры назвал Минпромторг. Соответственно, российская продукция – 20-10%. Если «дном» считать полное прекращение производства, то мы к нему приближаемся. Дальше неминуемы или перемена курса и рост, или потеря пульса. Мы на развилке.
К сожалению, и на взгляд экспертов нашего Центра, меры, предлагаемые авторами программы, ситуацию в экономике не улучшат. Например, в аналитической части доклада показано, что главной причиной невыгодности производства в России по сравнению с другими странами являются высокие налоги, а в выводах главное направление – кредиты и эмиссия. Другой пример – в докладе сказано, что благодаря усилиям АСИ и Деловой России по улучшению предпринимательского климата, наша страна поднялась в рейтинге «Doing Business» со 120 до 62 места. На самом деле ничего хорошего не происходит, и ситуация с каждым годом становится хуже. Игры с рейтингами отвлекают внимание от решения реальных проблем и, в лучшем случае, дают лишь ограниченный результат. Трижды прав В.В. Путин, который в Послании Федеральному собранию 3 декабря 2015 года сообщил: «опросы показывают, что предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств».
«Экономика роста» никакого роста экономики не обеспечит. Но эту программу правительство хочет принять на вооружение сегодня, а плачевные последствия могут наступить через 1-2 года. Как раз к выборам Президента.
Чтобы производство в России стало выгодным, надо существенно снизить налоги, одновременно обеспечив их собираемость и обеспечив покупательский спрос. И то и другое может быть достигнуто совершенствованием налогообложения. Каким образом можно одновременно снизить налоги и существенно увеличить доходы бюджета см. здесь. При этом, под налогами по определению следует понимать все, что государство изымает безвозмездно у граждан и предприятий, – непосредственно налоги, социальные и другие сборы, таможенные пошлины, акцизы и т.п.
Сегодня собираемость налогов не превышает 50%. Например, судя по собранному подоходному налогу, доходы (а это – налоговая база и социальных взносов) россиян в 2012 году составили 21 трлн. руб., а учтенные расходы наших граждан в том же году в России и за рубежом составили 48 трлн. руб. А из-за недоплаты таможенных платежей в 2013 году бюджет недобрал 2,5 трлн. руб. – таково заключение специальной комиссии при Государственной Думе.
В 2013 году за продукцию, произведенную и реализованную в России был собран НДС в сумме 1,8 трлн. руб. с налоговой базы 11 трлн. руб., а согласно Росстату добавленная стоимость продукции, подлежащей обложению НДС, в том же году составила 35 трлн. руб. Известно, что с целью стимулирования экспорта государство возмещает НДС экспортерам. Так вот – за 12 лет экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз. К тому же около 90% нашего экспорта – сырье и материалы. И стоит ли стимулировать экспорт сырья? Не лучше ли заняться переработкой в России?
Государство делает вид, что собирает налоги, а предприниматели делают вид, что их платят. Но одни недоплачивают налоги, чтобы выжить, а другие – из принципа: зачем платить, если можно не платить.