Аналитическое агентство провело масштабное исследование комфортности российских аэропортов. Пяти звезд не удостоился ни один объект, а Кольцово дали 4 звезды.
Агентство «АвиаПорт» провело масштабное исследование качества пассажирской инфраструктуры и уровня обслуживания более чем в 20 аэропортах России. Транспортные узлы должны были получить оценки от 5 до 1 балла: в итоге «пятерки» не удостоился ни один объект, а «четверку» получили сразу пять. Среди них и Кольцово.
За рамками исследования остались московские Шереметьево и Домодедово, которые имеют совершенно иные, чем у региональных аэропортов, пассажиропотоки. Впрочем, уточняют авторы, это не обязательно означает лучшие условия для пассажиров. Столичные Внуково и Пулково не попали в число лидеров рейтинга и получили, соответственно, 3 и 1 балл. Также в рейтинг не вошли аэропорты, в которых объем пассажиров менее 0,5 млн человек в год.
Концепция экспертной оценки была заимствована у британской компании Skytrax. При этом набор показателей и методика были немного изменены применительно к российской специфике. Для оценки был создан специальный лист, описывающий опыт нахождения в аэропорту «тайного пассажира», в том числе — передвижение между терминалами, удобство связи, регистрация и посадка в самолет, получение багажа и поиск остановки общественного транспорта. Каждому пункту был присвоен определенный вес.
«АвиаПорт» попросил оказать содействие в исследовании руководителей аэропортов. Эксперты компании получили доступ ко всем секторам и терминалам в 17 аэропортах. Кроме того, в дирекции объектов были разосланы подробные анкеты, которые послужили для верификации или корректировки результатов полевых исследований.
В итоге высшую оценку — «превосходно!» (5 звезд) — не получил ни один аэропорт. Екатеринбургскому Кольцово досталось 4 звезды, как и аэропортам Казани, Владивостока, Новосибирска и Сочи. Здесь был отмечен высокий уровень комфорта: новые просторные терминалы, отсутствие очередей, достаточный набор сопутствующих услуг (магазины, кафе).
3 звезды, означающие «уровень комфорта средний и выше среднего: новые или реконструированные терминалы, оптимизированные процедуры обслуживания пассажиров, отсутствие заметных очередей, достаточный набор сопутствующих услуг (магазины, кафе)», присвоены московскому Внуково и аэропорту Уфы.
Промежуточную оценку 2,5 звезды дали Омску, Самаре и Челябинску, 2 звезды (уровень комфорта ниже среднего) — Волгограду, Красноярску, Минеральным Водам, Нижнему Новгороду, Перми и Хабаровску. 1,5 звезды получил Краснодар, по одной — Иркутск, Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург. Худшую оценку дали Калининграду (0,5 звезды) и Тюмени — с ремаркой «нет слов».
«По нашему мнению, качество обслуживания пассажиров стало выше, чем мы встречали в тех же аэропортах 4-5 лет назад, — отмечают авторы исследования. — Несмотря на очевидную эмпиричность, если не сказать «субъективность» этого вывода, мы настаиваем на нем, поскольку наши собственные субъективные оценки соотносятся с двумя объективными тенденциями. Во-первых, не менее чем в половине аэропортов за эти годы были реализованы инвестиционные проекты по реконструкции действующих аэровокзалов или строительству новых, что, несомненно, отражается в лучшую сторону на уровне комфорта пассажиров. Во-вторых, существует диффузия инноваций, в рамках которой передовая мировая и российская практика в области организации процедур прохождения пассажирами всех предполетных формальностей, пусть и медленно, но постепенно распространяется во всех региональных аэропортах».
Причина, по которой Кольцово стал лидером рейтинга, по мнению аналитиков, — реализуемая здесь инвестиционная программа. Напомним, для аэропорта Екатеринбурга утвердили инвестиционную программу до конца 2015 г., согласно которой 2,5 млрд руб. потратят на обновление хаба, в том числе — строительство новых объектов.
В частности, планируется возвести ангар для самолетов деловой авиации площадью более 2,7 тыс. кв. м, гараж для спецтехники и паркинг на 500 автомобилей. Кроме того, в аэропорту реконструируют терминал международных авиалиний. Инженерные системы порта будут автоматизированы.