Минстрой РФ готовит поправки в ФЗ «О погребении и похоронном деле». Одна из новаций — электронный реестр усопших. Такие реестры уже ведут коммерческие организации, в том числе — из Екатеринбурга.
Российский Минстрой, с недавнего времени отвечающий за развитие похоронного дела, объявил о формировании экспертного совета для подготовки пакета поправок в закон — они должны быть сформированы к началу 2015 г. О готовящихся изменениях в интервью «Известиям» рассказал замминистра Андрей Чибис. По его словам, в похоронной отрасли «творится полный бардак, мошенники зарабатывают деньги на людском горе». Важными мерами по выведению отрасли на путь цивилизованного развития он считает инвентаризацию кладбищ и создание государственного реестра захоронений — в электронном виде.
«Порядок создания реестра и доступа к его данным будет определен законом. На мой взгляд, он должен быть открытым», — отметил он.
На сегодняшний день инициативу поддержали профильные организации — Союз похоронных организаций и крематориев России и профсоюз работников ритуальных служб, а также представители РПЦ.
Павел Уланов, руководитель аппарата президента Союза похоронных организаций и крематориев России:
«Необходима полная база по захоронениям, без которой работа не будет идти нормально. Это сразу снимет проблему бесхоза, потому что заброшенные участки могут подвергаться продаже налево, там будут хоронить других людей. […] Реестр облегчит решение вопросов ухода за местами захоронений, поиска родственников, организации оказания услуг по уходу за местами захоронений, проще будет считать нормативы по благоустройству территорий кладбищ».
Глава профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев считает, что электронный реестр должен иметь мобильную версию, а также определенный набор сервисов:
«[Реестр] должен быть масштабен в смысле распространения его на все русскоговорящее население Земли. Если человек не может приехать на могилу родственника, то он хотя бы будет знать, где она, и дистанционно сможет следить за уборкой на ней, платить за обслуживание».
Отметим, что подобные проекты уже реализуют коммерческие организации. В частности, ведением реестров и предоставлением кладбищенских сервисов занимаются екатеринбургские «Центр обработки заказов» (skorbim.com) и «Ле Дор Ва Дор» (http://toldot.ru/urava/cemetery/). Участники рынка интернет-сервисов по дистанционному уходу за могилами к инициативе Минстроя отнеслись благосклонно.
Михаил Свердлов, основатель проекта «Ле Дор Ва Дор»:
«Если честно, я рад, что государство заметило начинания и старания ряда проектов, направленных на сохранение памяти и обеспечение удобства русскоязычному населению мира в уходе за захоронениями из любой точки земного шара. Как показала практика, наш проект опередил рынок на 5-7 лет. Мы за это время накопили опыт, который сейчас может оказаться очень кстати, в том числе и Минстрою».
Как сообщал DK.RU, «Ле Дор Ва Дор» был основан в 2007 г. в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге проект развивается с 2012 г. — после переезда сюда г-на Свердлова. Переговоры с властями о сотрудничестве представители «Ле Дор Ва Дор» проводят регулярно:
«Например, на общественном приеме в администрации Екатеринбурга. Замглавы по вопросам ЖКХ Алексей Кожемяко с интересом выслушал рассказ о проекте, оценил наше социально важное начинание и сказал, что был бы рад, если бы мы сделали каталоги всех кладбищ Свердловской области. Кроме того, мы вели переговоры о включении в портал госуслуг возможности поиска и ухода за захоронениями — в рамках региональных каталогизаций. Сейчас проект по комплексной каталогизации успешно реализован нашими коллегами из ООО «Обработка заказов населения» в Ульяновске».
По его словам, в России существует еще десяток подобных проектов, но со значительно меньшей базой и охватом, и их консолидация, например, под руководством Минстроя, могла бы пойти на пользу рынку:
«Мы готовы поделиться своим опытом на безвозмездной основе. Мы не боимся, что нашу бизнес-идею скопируют. Во-первых, она не запатентована, а во-вторых, патентовать тут нечего — этим занимались и сто лет назад, и пятьдесят лет назад, этим занимаются и сегодня. Кроме простой идеи, надо сделать качественную реализацию системы исполнения заказов, контроля качества — и тут главное рыночное преимущество. Важно, чтобы продукт был удобен пользователю — конкуренция именно в этой плоскости. Ну и, конечно, важен охват. В нашем арсенале, например, 29 городов и 49 кладбищ в России и странах СНГ. База насчитывает более 120 тыс. имен усопших. По этим показателям с нами пока не может сравниться ни один схожий проект».
Михаил Свердлов не исключает участия в тендере на разработку или другие варианты сотрудничества с Минстроем:
«Для начала надо увидеть анонсированный законопроект и объявление тендера на разработку от Минстроя. Дальше можно будет что-то обсуждать — как на этапе подготовки и проработки закона, так и на этапе прототипирования самого решения».
Подробнее о том, как как «Ле Дор Ва Дор» монетизирует кладбища, читайте в публикации на портале DK.RU.