Разбор места под стенды начался еще в ноябре, старт гонке дал магнитогорский филиал московского концерна Merisel-CAT, заказавшего одним махом сто пятьдесят "квадратов" с намерением рассадит
Разбор места под стенды начался еще в ноябре, старт гонке дал магнитогорский филиал московского концерна Merisel-CAT, заказавшего одним махом сто пятьдесят "квадратов" с намерением рассадить там своих дилеров. Новость об этом и о том, что на первом этаже скоро не останется места, произвела на местные компьютерные фирмы сильно взбадривающее действие, тем более что на прошлой "Информатике" такие проблемы имели место.
Самое интересное, что поток заказчиков в УралЭкспоцентре встречали, еще не имея сформированного прайс-листа. Однако гонцы, высунув язык, спешили схватить карандаш, открыжить на схеме приглянувшийся стенд и заполнить заявку, прося выслать счет сразу, как появятся цены.
За свое легкомыслие компьютерщики поплатились в полном смысле этого слова. "Сформировавшиеся" к декабрю цены вплотную приближались к ценам за участие в московских "звездных" выставках вроде Comtek. Достаточно жесткими были условия оплаты контрактов: 50% — до конца года, остальное — до 31 января.
Компьютерщики еще раз подтвердили свой истинно русский характер, проявив четкое присутствие заднего ума. Начал зреть бунт, где, в соответствии со всеми традициями, роль коллективного пропагандиста и организатора играла газета "Компьютермен". Складывалось впечатление, что отношения газеты и УралЭкспоцентра не сложились, и попутно (из-за этого?) начался роман с другой выставочной организацией, которая собирается проводить компьютерную выставку в июне.
"Компьютермен" собрал представителей наиболее крупных компьютерных фирм города на вечерние посиделки в салоне "Белый ветер", где с энтузиазмом поведал им о "своей" выставке, призвав отказываться от участия в "Информатике" в пользу новой выставки и одновременно предлагая себя в качестве "организующего начала".
Кстати, у екатеринбургской "сходки" компьютерщиков был относительно недавний московский аналог. Почти сразу по завершении московской международной выставки Comtek-95 группа крупнейших российских компьютерных фирм, куда входили, в частности, RSI и Merisel, сначала обсудили итоги выставки, а потом обрушились на организаторов выставки с ледяным открытым письмом, где обвинили их все в том же завышении цен, плохом обслуживании и пригрозили организовать самостоятельную выставку.
Вернемся, однако, к посиделкам в салоне под баром "Галерея". Гипотетическую новую выставку и организующее начало боевого листка компьютерщики обсуждать как-то не стали, а целиком сосредоточились на ситуации вокруг "Информатики". Никакого довольства происходящим и ценами на него никто не проявил; однако на тот момент практически все имели контракты на участие в "Информатике" и даже проплатили как минимум часть суммы. Теоретически, конечно, можно было бы потребовать возврата уплаченного, однако присутствовавшие сочли это некорректным — Уралэкспоцентр полным ходом готовил выставку и давал рекламу.
Поэтому было принято решение обратиться в оргкомитет выставки с предложением улучшить обслуживание и рекламное обеспечение выставки — идея несколько странная. Дополнительный оттенок абсурда собранию в "Белом ветре" придавало то, что представителей Уралэкспоцентра никто не позаботился пригласить.
История с "Актом об улучшении и углублении" и далее развивалась в странном ключе. Конкретные его положения обсуждались отдельными энтузиастами, и он действительно был подготовлен и даже попал в Урал-экспоцентр. Правда, по утверждению его генерального директора Алексея Баранова, он имел достаточно странный вид — вместо подписей уполномоченных, заверенных печатями фирм, был только перечень фирм, якобы поддержавших его.
А тем временем "Информатика-96" благополучно подошла к своему открытию. Единственная чувствительная потеря в сравнении с прошлой выставкой — уральский филиал R-Style, который заявил о своем принципиальном неучастии в выставках вообще. Отказалась от "Информатики" и компания "Парад" в связи с желанием инвестировать крупные суммы в свое развитие. Не будет на выставке и ряда небольших фирм.
Перспективы "Информатики-97" более проблемны. Близкие к "красной черте" цены за участие впервые заставили крупные компьютерные фирмы заняться детальным анализом эффективности выставок. Уже сегодня представители большинства фирм сходятся на том, что подобное мероприятие способно только формировать общий имидж фирмы и давать самое общее представление о ее деятельности. Участвовать приходится, чтобы неучастием не дать почву для слухов о своих затруднениях. Однако в условиях сформировавшихся репутаций выставка не даст роста продаж и соответствующей прибыли, способной окупить затраты финансов и труда (не следует забывать, что участие в выставке и подготовка к ней на продолжительное время отвлекает лучшие силы фирмы от прямых обязанностей).
О коммерческой выгоде подобных мероприятий категорично заявляют только в Quorus — однако там рискуют остаться в одиночестве. Если нынешняя "Информатика" не даст немедленных и очевидных выгод участникам, а ценовая политика Уралэкспоцентра останется прежней, то "ушельцев" станет много. Еще одна слабость "Информатики" заключается в том, что она проходит весной, а наиболее активное время на компьютерном рынке — последний квартал года. Поэтому если некто соберет в это время альтернативную выставку, она сама по себе перетянет к себе ряд потенциальных участников.
Компьютерные фирмы приходят к выводу, что на широкоформатных выставках свет клином не сошелся. В качестве альтернативы называется идея "компьютерного форума" — небольшой выставки, которую совместно могут провести несколько дружественных и крупных фирм. Такая форма позволяет держать процесс под полным контролем, и не придется смешиваться со множеством второразрядных фирмочек. Познавательная ценность такого форума для посетителя будет нисколько не меньше (ведь несколько "тузов" представляют на местном рынке буквально весь спектр компьютерной техники), а работать на ней значительно легче.
Скорее всего, на предварительные переговоры по поводу следующей "Информатики" фирмы выйдут более-менее согласованно, предпринимая взаимные консультации и единым фронтом добиваясь приемлемых условий участия.
Вспомним, что компьютерщики уже много раз были первопроходцами новых методов ведения бизнеса, торговли и рекламы, которые потом переходили в другие секторы рынка. Нынешний их опыт скептичного отношения к выставкам и жестких разговоров с их устроителями также может стать общим стилем.