Меню

«Аквариус» прекращает лить газировку

Собственники завода безалкогольных напитков «Аквариус» решили продать предприятие. Основная причина — обострение конкуренции из-за федеральных производителей, которые пришли на местный рынок вместе

Собственники завода безалкогольных напитков «Аквариус» решили продать предприятие. Основная причина — обострение конкуренции из-за федеральных производителей, которые пришли на местный рынок вместе с международными торговыми сетями. Свой бизнес компания оценила в $3,3 млн.

Предприятие существует на рынке 13 лет, но под маркой «Аквариус» работает с 2005 г. Согласно инвестиционному меморандуму, оно было основано на территории ОАО «Патра». До 2005 г. завод параллельно с выпуском напитков бутилировал пиво. Когда пивоваренную компанию купила инвестиционная группа «Альфа-Эко»1, предприятие сосредоточилось только на безалкогольной продукции и прошло перерегистрацию: ООО «НПП Грант» стало ООО «Завод напитков «Аквариус». Сегодня руковод­ство компании оценивает месячный объем производства в 200 тыс. декалитров, а долю компании на рынке Екатеринбурга (ссылаясь на данные исследовательской компании AC Nilsen) — в 10%.

ОЛЕГ КУДРЯВЦЕВ, бывший генеральный директор2 завода «Аквариус», считает, что в связи с приходом в Екатеринбург международных сетей, таких как Metro, Auchan, «Рамстор», конкурентная ситуация в сегменте безалкогольных напитков существенно изменится: «У сетей заключены долгосрочные договоры с московскими производителями. Места на полках им гарантированы, а большие объемы сбыта позволяют существенно снижать цену, расширять ассортимент, выпускать воду под private label и т. д. Так они вынуждают региональные предприятия уходить в низший ценовой сегмент, где рентабельность минимальна. Наша же продукция спозиционирована в верхнем сегменте, опускать цену, снижая качество, невыгодно». Г-н Кудрявцев полагает, что на поддер­жку местных сетей рассчитывать не приходится. Они тоже поставлены в условия выживания, поэтому решающими аргументами становятся цена и сумма, которую готов заплатить поставщик. «Сегодня такая плата достигает 5% от выручки. Дальше — хуже: кто заплатит «подороже», тот и встанет на полку, а у москвичей тут больше шансов. Проанализировав совокупность конкурентных факторов, собственники и решили продать «Аквариус». А полученные средства реинвестировать в доходный сектор — девелопмент», — поделился планами г-н Кудрявцев.

По словам ЛАРИСЫ ТИХОМИРОВОЙ, директора компании «Легальный бизнес»3, в числе потенциальных покупателей «Аквариуса» она видит все тех же производителей безалкогольных напитков федерального уровня: «Купив региональное производ­ство и наладив здесь выпуск своей продукции, компания сокращает логистические издержки, пополняет свой портфель клиентской базой и известными на местном рынке торговыми марками».

Крупные игроки уральского рынка безалкогольных напитков не считают продажу завода «Аквариус» симптоматичной для отрасли, а тем более частью долгосрочной тенденции. Газированная или питьевая вода — продукт спонтанного спроса. Конечный потребитель редко покупает ее крупными объемами: 1-2 бутылки за раз, преимущественно в магазине у дома. По­этому разница в цене в 2-3 руб. для него — не определяющий фактор. ДМИТРИЙ ЩИПИЦЫН, директор завода безалкогольных напитков «Бест-Ботлинг»: «Мы проводили исследование рынка, которое показало, что цена продукта стоит на третьем месте в приоритетах потребительского выбора. Основа — узнаваемость бренда и привычка покупателя к определенной торговой марке, которая уже зависит от качества продукции. Есть еще сервис — вода продается в большинстве торговых точек города и области. В этом смысле у местного производителя, конечно не у каждого, есть неоспоримое преимущество перед иногородним». Успех сбытовой политики, по мнению г-на Щипицына, зависит скорее не от платы за полку, а от скорости оборота товара, выставленного на ней, который напрямую связан с покупательскими предпочтениями.

1 В апреле 2005 г. ИГ «Альфа-Эко» продала «Патру» пивоваренному концерну Heineken. Подробнее см. «ДК» № 18 от 16 мая 2005 г.
2 Сегодня в связи с предпродажной подготовкой производство «Аквариуса» остановлено, штат сокращен. На предприятии работают только технические специалисты, поддерживающие технологические линии в рабочем состоянии.
3 «Легальный бизнес» посредничает в сделке купли-продажи завода «Аквариус».

детали
Что продает «Аквариус»

Недвижимость ($2,15 млн):

производственные площади

1 100 кв. м

складские площади

1 200 кв. м

офисные и бытовые площади

580 кв. м

Оборудование ($950 тыс.):

две автоматизированные линии (объем 2 и 3 тыс. бут. в час) полного цикла производства, розлива и упаковки купажированных газированных напитков, пива, минеральной и питьевой воды.

Нематериальные активы ($197 тыс.):

5 зарегистрированных товарных знака, такие как «Пати Фрут» и «ПьюДэй»; оригинальная рецептура.


Источник: компания «Легальный бизнес».