Александр Каштанов, владелец ГК «Граффо» Семья – это работа, управление процессами. А мы печать в паспорт поставили, предоплату получили – все, можно не работать. Девочки животы отпустили, мужики
Александр Каштанов, владелец ГК «Граффо»
Семья – это работа, управление процессами. А мы печать в паспорт поставили, предоплату получили – все, можно не работать. Девочки животы отпустили, мужики в гаражи побежали. До свадьбы мы невесту любим, ждем каждое желание, цветы дарим, а после она – моя, словно получил право на собственность, можно расслабиться. Так же как в бизнесе: становится компания чемпионом мира и после этого летит вниз, потому что никто ее с этапа стагнации на новый продукт не переводит. Эмоции схватили, настроение подняли, и теперь можно быть грустным и мудрым. Когда то же самое в семье происходит, нужно включать менеджмент.
Полно крутых бизнесменов, которые такое маленькое предприятие, как семья, наладить не могут, хотя все механизмы им известны. Почему в предприятие вкладываем силу, сотрудников мотивируем, переживаем за компанию, чтобы не умерла и креативила, а на семью эти знания не переносим? Поставь семью на второе место после работы и поди разберись там, если семью хочется спасти.
Есть еще такое понятие – «не видеть проблему». На работе видим, а дома – нет. Если мы из дома блокнот и отвертку на работу тащим, мы бизнес любим больше, чем дом. Если на работе ночами пропадаем, бизнес хотим больше, чем жену. Люди годами сексом не занимаются, и все при этом счастливы? Да я не поверю никогда – делают счастливый вид при плохом заднике. Начинают себе оправдания искать: «у меня такая скорость» или «я устал». Иногда это удобно, потому что никто не хочет заниматься сексом. Но это уже не семья, потому что семья без секса быть не может. Тут нужно подключать функции контроля. Месяц секса нет: «Дорогая, в чем дело?» – «Проблемы со здоровьем». Пусть предъявит больничный лист. Мы же с работника спрашиваем, почему не вышел на работу.
Дома надо делать все те же элементарные вещи, что и в компании. Обязательно должны быть планерки. Предназначение человека – язык общения, а мы этим ресурсом не пользуемся и не ценим его. Ты жену наряжаешь и таскаешь по презентациям, а она вдруг в слезы: «Ты мне ни разу красок не купил!» Потому что ей больше всего нравится сидеть дома и рисовать. «Почему не сказала?» – «Сам мог бы догадаться!» Или взять тот же секс: если какой-то позы в сексе годами не случается, в этом не она виновата – это ты ей просто не сказал. А как она сама поймет, что тебе надо?
Смелость признаваться в том, чего ты хочешь – это нужно делать, как зубы каждый день чистить. Почему мы все такие проблемные? Домысливаем много, вместо того чтобы спросить. Найти сейчас поссорившихся людей: «Ты почему мне не звонишь?» – «Я думал, что не нужен тебе». Зашибись ответ. А спросить нельзя?
Я знал семью, где жена шесть лет жила за границей – зарабатывала деньги и приезжала в Россию раз в год. Начался процесс на уровне открепления тел – тела перестали магнититься. Муж – нормальный, здоровый, богатый и умный мужик – нашел другую женщину и женился. Стали выяснять с бывшей женой: «Я думала, что я заработаю денег, мы переедем за границу и будем счастливы». – «А ты меня спросила, хочу ли я жить за границей?» То, что счастье семейное муж представлял иначе, жена узнала, когда уже все было разрушено.
Обучение – важный момент управления. Ведь сотрудников, которые становятся неконкурентными в компании, мы на курсы отправляем. Сидит дома такая клушка – надо найти ее ценности и пользу семье: «Не хочешь работать – иди, твори, вышивай, рисуй, на рояле играй». Жена может целью поставить запись диска – и не «фанеры», как с «Фабрики звезд», а хорошего качественного диска. В семьях олигархов жены всегда что-то делают, развиваются – умницы, ведь туда лохов не берут. Если женщина сама не знает, чему хочет научиться, можно ей предложить: «Давай обучим тебя танцу живота!» – «А зачем?» – «Будешь мне перед сном танцевать, и мы будем счастливы всю жизнь!» Так понятен результат обучения, и мотивация растет.
Профессиональный руководитель не тот, у которого сотрудники сами говорят карту мотиваций, а тот, кто ее может выяснить. Человек меняется, особенно женщина – такова ее природа. Среди сотрудников мы делаем раз в год срез мотивации: чего ты хочешь, какие планы на жизнь… То же самое с женой. Женщина хочет не проведения совместной старости, а успеть жить, так же как и мужчина. Она хочет быть красивой, хочет, чтобы ее желал не только муж, но и другие. Эмоциональная женщина хочет эмоций, прагматичная – прагматичных вещей. Поэтому глупо держать при себе жену, как фронтового товарища. Не любишь, не хочешь – уходи, чтобы и ты сам, и она успели пожить. Бабочке тоже дорог ее кокон – она в нем родилась. Но ей тяжело его таскать за собой, и она его бросает.
Женщина порой сама какие-то вещи сформулировать не может, но проблема не в женщине, а в тебе, в том, что ты понять ее не можешь. Мне при разводе жена сказала: «Ты меня не обеспечивал». Я, честно говоря, офигел. А потом стал думать – возможно, не дом, не машина ей нужны были, а совместные походы в магазин, когда то тапочки ей купишь, то кружку.