Александр Мишарин, начинавший ИННОПРОМ, возвращается в Екатеринбург как первый вице-президент РЖД, чтобы рассказать о скоростных магистралях и оценить, как изменилась выставка за шесть лет.
Редакция «ДК» подняла архивные материалы об «ИННОПРОМе», накопившиеся за последние шесть лет. В короткую летопись попали ключевые события, коллизии, прогнозы экспертов и громкие заявления чиновников — все, что происходило на выставке и вокруг нее.
«ИННОПРОМ-2010»: низкий старт
«ИННОПРОМ-2015» — шестой по счету. Первая выставка, организованная в 2010 г. по инициативе губернатора Александра Мишарина, проходила в терминалах «Чкаловский» и «Русь», построенных частными компаниями. В феврале 2010 г. их начали спешно достраивать и, по словам тогдашнего свердловского премьера Анатолия Гредина, уложились к сроку «благодаря административному ресурсу». Однако с наукоемкими разработками были сложности. По словам свердловских чиновников, 40 тыс. кв. м выставочных площадей удалось заполнить с трудом. В число инновационных компаний записали 80 сельскохозяйственных предприятий области. Площади предлагали с дисконтом 50-70% и даже раздавали бесплатно. При бюджете в 150 млн руб. основную часть расходов на организацию «ИННОПРОМа» оплатили крупные российские компании. Самый большой вклад — 20 млн руб. — внесла «Роснефть», ставшая генеральным партнером. По 10 млн руб. выделили Внешэкономбанк, ГК «Ренова» и «Интер РАО ЕЭС».
Несмотря на все недочеты, промышленная составляющая появилась сразу.
Обсудить производство новых материалов и оборудования на «ИННОПРОМ-2010» съехались представители 16 крупнейших предприятий атомной и обороной промышленности — от ОКБ «Новатор» и Чепецкого механического завода до Российского федерального ядерного центра ВНИИ ядерной физики и других. Среди 80 деловых мероприятий был мастер-класс по финансированию инновационных проектов.
По официальным данным, на «ИННОПРОМе-2010» подписали более 20 соглашений на сумму около 43,2 млрд руб. За аренду стендов выручили около 10 млн руб. По окончании выставки Анатолий Гредин заявил, что «ИННОПРОМ» понравился вице-премьеру Игорю Сечину и станет регулярным.
«ИННОПРОМ-2011»: строительные рекорды
Годом позже «ИННОПРОМ» проходил уже в новом выставочном центре «Екатеринбург-ЭКСПО» площадью 80 тыс. кв. м, возведенном компанией «Русград» (генподрядчик «Синары-Девелопмент») за рекордные девять месяцев. Половина срока ушла на подготовку площадки, в центре которой было озеро. Чтобы вытеснить воду, строители засыпали в озеро 3 млн т горной породы (местами глубина достигала 28 м). Четыре павильона успели запустить к сроку, а вот входную группу доделали только через два года — к «ИННОПРОМу-2013».
На этот раз организаторы выставки получили за аренду площадей 60 млн руб. — в шесть раз больше, чем в 2010 г. По официальным данным региона, сумма контрактов превысила 180 млрд руб. (цифра сопоставима с бюджетом Свердловской области). Одним из главных событий стало первое заседание Агентства стратегических инициатив (АСИ) — структуры, призванной выращивать молодых менеджеров и улучшать предпринимательский климат в стране. Владимир путин (тогда — премьер-министр) участвовал во встрече в режиме видеосвязи. Тем временем Дмитрий Медведев (тогда — президент) обсуждал в Екатеринбурге политические дела с канцлером Германии Ангелой Меркель, но до павильонов МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» не добрался.
Посетителям выставки особенно запомнился макет электропоезда «Ласточка» весом 15 т, смонтированный в первом павильоне. По соглашению РЖД, Группы Синара и концерна Siemens, в 2014-2020 гг. железная дорога закупит 1200 таких электричек, собранных на заводе «Уральские локомотивы» по немецкой технологии (а на «ИННОПРОМ-2015» «Ласточка» начнет возить посетителей выставки. Маршрут — от железнодорожного вокзала до аэропорта Кольцово, откуда посетителей будут забирать специальные автобусы.
По мнению участников «ИННОПРОМа», форумная часть, за которую в 2011 г. отвечал Институт региональной политики, ожиданий не оправдала. Оценивая выставку в целом, они сходились во мнении, что концепция осталась недоработанной.
«ИННОПРОМ-2012»: смена власти
Следующий «ИННОПРОМ» мог и не состояться. По поводу выставки у назначенного в 2012 г. губернатора Евгения Куйвашева были сомнения — в наследство от досрочно ушедшего в отставку Александра Мишарина ему достался экспоцентр посреди болота и недовольные строители, с которыми не расплатился генподрядчик (вместо запрошенных у областного правительства 900 млн руб. ему насчитали 600). По словам г-на Куйвашева, анализ регионального бюджета показал, что «в нем зияет черная дыра». Тратиться на выставку, даже такую, как «ИННОПРОМ», губернатор считал неразумным. Проект собирались закрыть. Продлить ему жизнь помогло стечение обстоятельств: когда Екатеринбург стал кандидатом на ЭКСПО-2020, а «ИННОПРОМ» предложили рассматривать в качестве тренировочной площадки.
В начале лета «ИННОПРОМ-2012» получил статус главной промышленной выставки страны. Оператор, ГК Formika, привез мировых звезд — футуролога Рея Курцвейла, дизайнера Карима Рашида, профессора архитектуры Хосе Асебильо, писателя Гая Кавасаки, бизнес-гуру Джеффа Берча и др. К открытию «ИННОПРОМа» мнение губернатора заметно изменилось. «Всем компаниям должно быть понятно, что эту выставку необходимо включать в основной календарь продвижения своих продуктов», — заявил он.
На этот раз премьер Дмитрий Медведев специально прилетел в Екатеринбург — осматривать экспонаты и встречаться с уральскими бизнесменами. В павильонах «Екатеринбург-ЭКСПО» можно было увидеть посла США в России Майкла Макфола и еще несколько чрезвычайных и полномочных послов из европейских, азиатских и африканских стран. Итогами выставки стали соглашения и контракты на общую сумму 186 млрд руб. и затяжное разбирательство областного правительства с подрядчиками стройки павильонов МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». Непрофильных участников с медом, иконами и валенками стало не в пример меньше.
«ИННОПРОМ-2013»: открыться миру
Подтверждая статус «ИННОПРОМа» как коммуникационной площадки для российского и мирового бизнеса, в 2013 г. организаторы выставки ввели новый формат встреч для участников. На площадке Global Investment Lounge заработала система организации индивидуальных встреч. Компаниям предлагали подавать запросы о поиске партнеров, чтобы представители оператора могли связаться с ними и организовать бизнес-рандеву.
На ежегодные вопросы, стоит ли областному бюджету и дальше тратиться на выставку, Алексей Багаряков, председатель регионального оргкомитета, уверял, что даже Hannover Messe, на которую равняется Екатеринбург, приносит государству убытки, однако предприниматели Ганновера хорошо зарабатывают на туристах. «Наши дети будут гордиться тем, что их родители создавали эту выставку», — часто говорил он.
По отзывам, посетителей впечатлила прогноз-сессия с участием всемирно известных футурологов, которые заглядывали в будущее. Своими прогнозами поделились физик Митио Каку, профессор прогнозирования и инноваций Джеймс Вудхаузен и профессор бизнеса и технологий Сумитра Дутта. В отличие от сессии 2012 г. слушатели могли задавать вопросы.
Одной из центральных тем «ИННОПРОМа-2013» стала подготовка кадров для промышленности — дискуссиям на эту тему посвятили более четверти основных мероприятий. Дмитрий Медведев, опоздавший на пленарное заседание «Глобальная промышленность», побеседовал с представителями уральских компаний. Отвечая на реплику президента ГК «Кортрос» Вениамина Голубицкого о необходимости поддержать ученых и предоставить им условия для работы в России, г-н Медведев заявил: «В первую очередь в этом должны быть заинтересованы вузы. Не очень полезно создавать общегосударственную программу. Города с высокой концентрацией науки могут сделать это самостоятельно».
В конце года выставка официально стала международной.
«ИННОПРОМ-2014»: хороший Совет
Весной 2014 г. губернатор Евгений Куйвашев заявил: «ИННОПРОМ» действительно приобретает черты крупнейшей евразийской выставки, и это не русская версия Hannover Messe, а самодостаточный бренд». По этому случаю организаторы решили не привлекать массовую аудиторию, а сосредоточиться на представителях бизнеса и власти.
Самые влиятельные из них участвовали в первом Стратегическом совете по инвестициям в новые индустрии, который весной 2014 г. учредило министерство промышленности и торговли России. В совещательный орган под руководством Дениса Мантурова вошли руководители международных и российских промышленных компаний, представители международных инвестиционных групп, венчурных фондов и институтов развития. На «ИННОПРОМе-2014» впервые озвучили тему импортозамещения через локализацию иностранных производств.
На «ИННОПРОМ-2014» съехалось 600 компаний-участников из России и 70 стран мира. Трендом года стало участие международных экономических организаций: Американской торговой палаты в России, Российско-Германской внешнеторговой палаты, Канадской деловой ассоциации в России и Евразии.
Уральские производители тоже сказали свое слово: НПК «Уралвагонзавод» представила ультрасовременный трамвай R1, в создании которого участвовали дизайнеры спорткара Marussia. Группа Синара показала совместный проект с испанским предприятием CAF — полномасштабную модель вагона метро, оборудованного климатическими установками, системами видеонаблюдения и пожаротушения.
Именно в 2014 г. стенды участников перестали быть только местом самопрезентации — большинство экспонентов проводили на них деловые и культурные мероприятия. Одним из главных проектов в новом сезоне назвали международный форум промышленного дизайна.
«ИННОПРОМ-2015»: продолжение следует
Программа «ИННОПРОМа-2015» уже сверстана. Через шесть лет после первой выставки Александр Мишарин, который ее начинал, возвращается в Екатеринбург в новом качестве — как первый вице-президент РЖД, чтобы выступить с основным докладом в сессии по скоростным магистралям. Вместе с участниками экспертной панели «ВСМ в России: производственно-экономическая кооперация на Евроазиатском высокоскоростном транспортном коридоре «Москва-Пекин» он оценит перспективы производственной кооперации России и Китая.