«Зарплаты не растут, цены за последние три года выросли в два раза, люди вынуждены экономить. Те, кто раньше ел говядину, перешли на свинину. Те, кто покупал свинину, — на курочку». Колонка на DK.RU.
Региональный ритейл сокращает присутствие в Екатеринбурге. Нерентабельные магазины закрыли ТС «Семь ключей» и «Пикник», сеть «А-продукт» продала магазины «Кировскому», а руководство торговой сети «Звездный» вовсе приняло решение уйти с рынка и закрыло все магазины в Екатеринбурге.
Одновременно в регион приходят федеральные игроки дискаунтер-формата: «Пятерочка» (X5 Retail Group) и «Магнит» открывают все больше магазинов, в том числе на площадках, где ранее работали местные сети. О том, как оставшиеся региональные сети выживают на рынке и почему местным игрокам не выиграть эту конкуренцию, Александр Оглоблин, президент торговой сети «Елисей», рассказал DK.RU на встрече предпринимателей в клубе «Бизнес Среда».
Александр Оглоблин, ТС «Елисей»:
— Сейчас на рынке ритейла происходят не очень позитивные изменения. За год несколько региональных сетей ушли с рынка, это и «А-продукт», и «Пикник», и «Звездный». Во многом это произошло из-за падения рентабельности, которая, к слову, у всех упала.
Но есть еще один фактор — налогообложение. Федеральные сети, будь то «Тандер» (развивает сеть под брендом «Магнит») или X5 Retail («Пятерочка», «Перекресток») и прочие зарегистрированы в офшорных зонах: на Кипре, в Голландии. Они налоги в России не платят. Здесь платят налоги «Елисей», «Кировский», «Яблоко». Это неравенство в вопросе налогообложения серьезно бьет по региональному ритейлу. И кроме того, именно за счет налогов строятся дороги, повышаются зарплаты бюджетников, улучшается медицинское обслуживание и т.д. (а в последнее время, согласитесь, со всем этим как-то не очень).
Список для публикации предоставил Александр Оглоблин
Меня спрашивают, почему мы не регистрируемся на Кипре. Можно, конечно, говорить о патриотизме. Но есть еще и эффект масштаба: малому и среднему бизнесу нет смысла регистрироваться в офшорах, потому что у нас не такие большие обороты, чтобы их скрывать. Да и в итоге регистрация офшора и содержание офшорной компании могут обойтись дороже.
У федеральных сетей несколько преимуществ перед нами. Они закупают в больших объемах продукцию у крупных производителей и получают скидки за объем. Нам такие скидки не дают, потому что объемы закупки меньше.
Те цены, которые нам предлагают некоторые федеральные производители, зачастую выше, чем на ту же продукцию в «Пятерочке» или «Магните». Тот же «Ашан» торгует бананами по цене минус 20 руб. от себестоимости. Они понимают, что таким образом у простого потребителя в голове складывается картинка, что в «Ашане» дешево, хотя в общем поход в магазин дешевле не получается.
Александр Оглоблин на встрече предпринимателей в клубе «Бизнес Среда»
На уровне правительства говорят, что нужно помочь бизнесу сделать доступнее кредиты, выделить субсидии и так далее. На деле же почти ничего не делается. Кто в итоге получает финансирование? Как правило, гиганты. Такие, как «Мираторг», который уже стал монополистом на рынке мяса, или Х5 Retail Group, который финансируется одним из крупнейших банков. На мой взгляд, государству выгодно, чтобы остался только «крупняк», потому что такие организации проще контролировать и регулировать.
Покупатели же никакой драмы в уходе региональных ритейлеров не видят, они видят конкурентную борьбу, множество магазинов, которые открываются на каждом шагу, и для них это плюс, потому что ритейлеры в конкурентной борьбе ужались до минимально возможных цен.
Но эта конкуренция когда-нибудь кончится. Что, например, случилось в Краснодарском крае.
Там у «Магнита» самая высокая цена покупательской корзины. Потому что они «выжгли» большинство конкурентов, а потом подняли цену и получают более высокую маржу, чем в тех регионах, где им приходится конкурировать с X5 Retail Group. Вот и сейчас на рынке Екатеринбурга идет борьба за монополию между двумя крупными федеральными сетками.
Я как-то общался с сотрудниками X5 Retail Group (который, к слову, финансируется одним из крупнейших банков), когда три года назад закрыл один из своих нерентабельных магазинов. Они открылись на освободившихся площадях, я у них спросил: «А какую выручку вы делаете?», они ответили: «150 тысяч в день». Я им говорю: «Позвольте, я закрыл там магазин, потому что такая же низкая выручка была. Вы работаете в убыток». На что они сказали, что для них одна точка не имеет значения, они оценивают успешность сети в целом. Кроме того, у них сейчас стоит задача обогнать по количеству присутствия «Магнит».
Как выживать?
У разных потребителей есть различные предпочтения при выборе той торговой сети, куда он пойдет за продуктами. Среди факторов, которые приводят человека в магазин, — цена, сервис, ассортимент, близость к дому и др. Да, по цене «Елисей» получит оценку ниже, чем «Магнит» или «Пятерочка». Но мы выигрываем по сервису, ассортименту и наличию собственного производства.
Есть такие категории покупателей, как средний и средний плюс, которые готовы покупать какие-то продукты немного дороже, но им важно, чтобы продавец не хамил, чтобы в магазине не было неприятного запаха. Мы делаем упор именно на это.
Так или иначе, все постепенно начинают работать над сервисом, и нам приходится искать свои ниши и свои фишки. Например, такой фишкой является наше премиальное пиво «Eliseeff», которое варится у нас по классической немецкой технологии и из немецкого сырья. У нас своя пивоварня, она расположена там, где была раньше пивоварня Тинькофф. Несколько лет назад мы выкупили и пивоварню, и ресторан. Производство решили оставить, а на месте ресторана открыли гастроном «Елисейский». Также во многих магазинах у нас есть пекарни. С одной стороны, это некая дифференциация, а с другой — фишка, из-за которой покупатель выбирает нашу сеть.
А вообще, покупатели снизили уровень потребления. Те, кто раньше покупал говядину, перешел на свинину. Те, кто ел свинину, перешли на курочку. Те, кто ел курочку, говорят: «Собственно, и картошечки жареной буду сыт».
Потому что зарплаты не растут, цены за последние три года выросли в два раза, и люди вынуждены экономить.
В ритейле работает то же правило, что и у рестораторов: место, место и еще раз место. От количества проживающих в районе и от наличия конкурентов зависит и выручка конкретного магазина. Например, у нас есть маленький магазин, где выручка была очень хорошая, пока рядом не открылся большой «Перекресток».
Но есть и такие магазины, открытие которых приводит к нашему усилению. Рядом с нами на ул. Шейнкмана, 7 работает «Галамарт». Мы усиливаем друг друга. Они сильны в хозяйственных и промышленных товарах, а «Елисей» — в продуктовой рознице. И хотя рядом есть «Пятерочка», «Кировский» и «Монетка», многие покупатели выбирают нас за такой симбиоз. Именно поэтому аптеки любят «садиться» рядом с продуктовым ритейлом, а продуктовый ритейл любит аптеки, потому что дополнительный трафик каждому игроку на пользу.
Сейчас рентабельность в торговле такая, что, честно говоря, новый потенциальный игрок заходить на этот рынок не захочет.
Мы посмотрели конкурентное окружение и видим, что сейчас у потребителя в среднем в шаговой доступности (порядка 500 метров от дома/офиса), оказываются пять продуктовых магазинов. Так что на эту поляну очень тяжело заходить.
У нас были мысли о запуске франшизы сети Spar, но мы заморозили данный проект. С той рентабельностью, которая сейчас есть на этом рынке, проект стал невыгоден. Да, и к нам приезжал представитель сети, который сказал: «Я не знаю, что мы вам можем дать, потому что такой проект, как гастрономы «Елисейский», уже выглядят как хороший Spar».
В ближайшее время расширять присутствие в Екатеринбурге мы будем очень поступательно и выверено. До осени в планах открытие еще одного магазина, 30-го по счету в нашей сети.
Колонка написана на основании выступления Александра Оглоблина в клубе предпринимателей «Бизнес Среда». Материал подготовила Екатерина Тарханова