Александр Оглоблин, владелец сети супермаркетов «Елисей». Если 01, 02 и 03 молчат – звоните в «БЖ». Редакция тоже латает раны, ищет виноватых и тушит пожары, а в особо тяжелых случаях остужает
Александр Оглоблин, владелец сети супермаркетов «Елисей».
Если 01, 02 и 03 молчат – звоните в «БЖ». Редакция тоже латает раны, ищет виноватых и тушит пожары, а в особо тяжелых случаях остужает героев, запаренных по-черному. Служба снятия накипи с бизнесменов работает круглосуточно, без перерывов и выходных.
Последний указ Онищенко о запрете на ввоз европейских овощей как всегда пришелся ко двору родному производителю. Конечно, мы не могли открыто сказать европейским партнерам: «Простите, вашим продуктам вход закрыт, потому что наши огурцы уже созрели и надо бы освободить полки». Поэтому правительство решило, быстренько воспользовавшись неподтвержденными слухами, подмочь отечественному сельхозпроизводителю. В очередной раз экономика определила политику: если бы инфекция возникла двумя месяцами раньше, то реакции такой бы не последовало.Второго июня многие «палаточники», чтобы не терять деньги, поступили просто – быстренько поменяли таблички, благодаря чему овощи из ЕС превратились в родные совхозные. Это привычная практика в нашей стране. Когда я был студентом и начинал торговать, возил фрукты из Голландии, но тогда они для покупателя были неизвестным товаром, поэтому на ценниках яблок «Грэнни Смит» приходилось писать «симиренко», а на «голден» – «антоновка». А что касается страны происхождения, так на картошке ведь не написано, где ее вырастили – в российском совхозе или на берегу Нила. «Палаточник» может достать документы и на ту, и на другую, поэтому проблем нет показать именно тот, который хочет увидеть покупатель и проверяющий. То же самое с огурцами и помидорами. Торговым сетям сложнее: они под усиленным надзором, и поэтому от ряда овощей, которым не нашлось замены из России и ближнего зарубежья, действительно пришлось отказаться.
Всегда можно к чему-то придраться. Вспомните, как изымались с полок американские окорочка, потому что отечественные птицефабрики встали на ноги и нужно было обеспечить им объемы. Просто запретить их продажу власти не могли – американцы выдвинули бы ответные санкции, поэтому нашли к чему придраться – неправильная обработка. Они обрабатывались хлоридным раствором, но это не значит, что они опасны. Так же, как, например, абсолютно все бананы обрабатываются для дозрения ядовитым газом этиленом. Но и то, и другое достаточно быстро выветривается. Но как грозно звучит: «Нас травят!» В итоге запретили ввоз окорочков, но ненадолго – американцы пригрозили, что помешают вступлению России в ВТО. Разумеется, после этого нашим пришлось пойти на попятную – разрешили ввоз «ножек», но для прикрытия глаз узаконили другой способ обработки. Теперь Онищенко в поисках более надежного способа поддержать местных производителей предлагает запретить продажу замороженной курицы в принципе, под предлогом, что «охлажденка» полезнее. Понятно, что это решение само собой отбросит всех зарубежных поставщиков. При этом вопрос о вреде поставок говядины и свинины глубокой заморозки даже не поднимается, а все потому, что с производством этого мяса у нас плохо – не насытить своими силами рынок.
Но как бы иногда натянуто ни звучали решения правительства, я в большинстве случаев их поддерживаю. Ведь, открыв настежь ворота всему, что производится на Западе, и не развивая свои возможности, мы так и останемся простой сырьевой державой, которая производит металл и добывает нефть и газ. Но нефть и газ не вечны, поэтому нужно производить и свою курицу, и овощи, и вино… А стоит ли народу говорить напрямую все как есть – вопрос большой, заключающийся в зрелости самих людей. У кого голова на плечах, тот и так сможет прочесть между строк любого указа, задав себе единственный вопрос: «А кому это выгодно?» А если человек не созрел? Ведь родители не разубеждают маленьких детей, что Деда Мороза не существует. В этой ситуации прикрываться защитой о здоровье нации – вернее всего. Но ведь есть и указы, которые под прикрытием того же благого флага направлены на прямое обогащение одних в ущерб других. Когда началась война против свиного гриппа, всем нашим продавцам пришлось работать в респираторах, дабы уберечь себя и покупателей от почти эфемерной болезни. Эти респираторы и таблетки закупались большинством простых жителей страны в громадных масштабах, благодаря чему фармацевтические фабрики и аптеки выручили колоссальные деньги. А с чем боролись-то? Поражают цифры: от свиного гриппа умерло несколько человек, зато шумиха в СМИ была знатной. Понятно ведь, кому на руку все телодвижения, связанные с ажиотажем на респираторы и противовирусные препараты. Этим же лицам выгодно было убрать передачу «Малахов +» и поставить «Жить здорово!». В первой рассказывалось людям о народной медицине – полезных травках и зарядке, но это вело к потере денег для фармкомпаний, поэтому теперь Малышева советует, какой конкретно препарат надо приобрести и к какому доктору обратиться, чтобы не болело.
Не могу сказать, что кто-то из моих коллег сильно страдает от действий Онищенко, ведь любой товар взаимозаменяем, но я мог бы изойтись слезами, рассказывая о нелегкой жизни ритейлера. А вот производители, которые выигрывают от всех этих нововведений, не устают жаловаться на свою низкую рентабельность. По моим данным, чистая рентабельность производителя продуктов питания в России в среднем около 8 %, тогда как ритейлера – 2 %. Получается, что защищать пора нас. Мы не жируем и не пируем за счет производителей, мы занимаемся тем, что и должны делать – стараемся купить подешевле, чтобы на низкую цену привлечь покупателя. Производители же не устают жаловаться, что ритейл их постоянно отжимает. В прошлом году был принят закон о торговле, направленный на поддержку производителей, но работающий на самом деле против покупателя. В чем смысл взаимоотношений ритейлера с поставщиками? Ко мне приходят два поставщика продуктов питания, и каждый из них хочет продать свой товар подороже, а я – купить подешевле. Если один предлагает мне картошку за 40 рублей, а другой готов двигаться за 35, то я куплю у второго. Производитель сам решает, готов ли он поделиться частью прибыли фактически с покупателями. В магазине покупатель получает товар с 20 % надбавкой, поэтому если бы я не поторговался с поставщиком, то покупатель получил бы картошку за 48 рублей, а не за 42. То есть чем больше я отожму у производителя, тем больше сэкономит покупатель.
Барьеры нужны, но этого мало, чтобы поднять наших до уровня европейцев. Наши сельхозпроизводители серьезно отстают по качеству и по сервису. Новые производства открываются, но организация труда хромает, потому что пора слезть с трактора «Беларусь», обучить нормально людей и начать работать по рыночным законам.