Меню

Александр Золоев: «Без паники: трудно будет всем»

Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

Коронавирус и ослабление рубля стали сильным испытанием для бизнеса. О правовых последствиях пандемии рассказал Александр Золоев, руководитель офиса Коллегии адвокатов «Регионсервис» в Екатеринбурге.

Александр, насколько серьезными могут быть проблемы у бизнеса? Как Коллегия адвокатов «Регионсервис» подготовилась к решению проблем своих клиентов?

 — В условиях кризиса, вызванного обвалом цен на энергоресурсы и пандемией коронавируса, наших клиентов интересуют последствия для договорных обязательств, трудовых отношений и вопросы банкротства. Именно в этих правоотношениях мы ожидаем всплеск судебных споров. В большей степени могут пострадать субъекты МСБ, которые не имеют значительных финансовых запасов.

Сейчас Коллегия во всеоружии: проблемы разбиты на блоки и поделены между офисами в регионах, где работает 60 высококлассных специалистов. Они осуществляют анализ и подготовку рекомендаций, которые собираются в единую дорожную карту. Межрегиональная структура офисов позволяет проводить анализ данных в режиме реального времени и учитывать текущие экономическую и политическую ситуации.

Для получения экстренных консультаций по вопросам, связанным с регулированием правоотношений в период действия ограничительных мер, направленных на борьбу с пандемией COVID – 2019, любой может написать на почту Коллегии covid19@regionservice.com с пометкой в теме письма «COVID – 2019». Наши специалисты примут в работу обращение и дадут по нему ответ в течение 24 часов.

Сейчас широко используется термин «форс-мажор», и многие его понимают, как возможность не платить по договорам во время кризиса. Это правильно?

— Не совсем. ГК РФ содержит три концепции, которые возможно применить к договорным отношениям в ситуации кризиса: непреодолимая сила, другими словами «форс-мажор» (п. 3 ст. 401 ГК РФ), невозможность исполнения обязательства (ст. 416 и 417 ГК РФ) и существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Форс-мажор, прекращение обязательства невозможностью исполнения, существенное изменение обстоятельств в судебной практике применялись крайне редко. Сейчас же с этим столкнутся тысячи компаний. Это глобальный вызов для судебной системы и юридической науки.

Непреодолимая сила — это чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства. При этом к таким обстоятельствам нельзя отнести, к примеру, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. 

Признать обстоятельство форс-мажором возможно, если оно соответствует четырем условиям: непредотвратимость (невозможность избежать наступления обстоятельства или его последствий), независимость от воли сторон договора, исключительность (не является обычным в конкретных условиях), непредвиденность (на момент заключения договора стороны не могли предвидеть его наступление).

Основное, что следует иметь в виду при применении п. 3 ст. 401 ГК РФ — это то, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не освобождает лицо от исполнения своих обязательств, а лишь дает основание для неприменения к нему мер ответственности. Например, в случае если пандемия повлияла на возможность заемщика вовремя выплатить кредит, ссылка должника на нормы о форс-мажоре позволят лишь освободить его от уплаты санкций за несвоевременный возврат кредита, но не уклониться от возврата самого долга и договорных процентов.

Вы говорили, что кроме форс-мажора, имеются и другие концепции, применимые к договорным отношениям в ситуации кризиса. Расскажите о них, пожалуйста.

— Концепция невозможности исполнения обязательства вытекает из двух статей ГК РФ (416 и 417). В первом случае обязательство прекращается, если его невозможно исполнить из-за возникновения обстоятельства, за которое не отвечает ни одна из сторон. При этом российское законодательство не раскрывает понятия невозможности исполнения, не определяет критерии наличия такой ситуации, указанное может привести к тому, что судьи будут по-разному разрешать дела, то есть, имеется риск неопределенности.

Во втором случае обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если его исполнение стало невозможным после издания акта госоргана или органа местного самоуправления.

Необходимо отметить, что прекращение обязательства будет иметь место, только если невозможность носит объективный характер, то есть, ни одно лицо в данных обстоятельствах не может исполнить договор. Поэтому трудности одного конкретного производителя во внимание приняты не будут.

Традиционно считается, что только постоянная невозможность ведет к прекращению обязательства. При этом пандемия коронавируса носит явно временный характер, то есть, договор может быть исполнен впоследствии. Однако возможны ситуации, когда временные ограничительные меры, вводимые государствами для борьбы с пандемией, привели к тому, что стороны уже потеряли интерес в исполнении договора. К сожалению, российское законодательство не содержит четкого урегулирования такой ситуации.

Наконец — существенное изменение обстоятельств. По общему правилу, существенное изменение обстоятельств ведет к расторжению договора, изменение допускается только в тех случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Названная концепция имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, устраняется правовая неопределенность, поскольку необходимо соглашение сторон или вступивший в законную силу судебный акт. В случае же с форс-мажором или невозможностью исполнения стороны не могут быть до конца уверены в наличии данных обстоятельств. С другой стороны, спор в суде может затянуться, а определенные судом последствия расторжения договора или измененные условия не устроят ни одну из сторон.

В силу того, что российское законодательство не содержит детального регулирования ситуаций, связанных с эпидемией или иными подобными обстоятельствами, наиболее оптимальным способом является достижение договоренностей с контрагентами, которые бы учитывали интересы всех сторон.

 

Коллегия ежегодно занимает ведущие позиции в национальных и международных юридических рейтингах

 

Сейчас необходимо ограничить присутствие работников на местах. Кто-то отправляет их на «удаленку», кто-то в отпуск. Могут ли в этой связи у работодателя возникнуть проблемы?

— Если делать все правильно, то проблем не будет. Необходимо определиться с режимом работы и количеством сотрудников, которые в силу особенностей должностей должны находиться на рабочем месте. После — оформить соответствующие документы.

Если на предприятии вводится режим простоя, то время простоя работника по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Кроме того, работники в период простоя обязаны находиться на рабочих местах, поэтому необходимо специальное указание на возможность их отсутствия в период простоя.

Удаленный режим работы также имеет ряд особенностей: статус надомника и дистанционного работника — разный. Обязанности работодателя по охране труда указанных категорий работников — тоже. Особенности регулирования их труда предусмотрены главами 49 и 49.1 ТК РФ.

Экономический кризис влечет серьезные проблемы для бизнеса вплоть до банкротства. Посоветуйте что-нибудь, чтобы этого избежать.

— Первое: необходимо наладить постоянный мониторинг состояния контрагентов (проверка финансовых показателей, состава органов управления и участников (акционеров), судебных дел, исполнительных производств). Часть информации можно получить из картотеки дел Арбитражного суда или на сайтах Федеральной налоговой службы и Службы судебных приставов.

Второе: при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение обязательств, лучше заранее начать переговоры с контрагентами о пересмотре условий работы.

Третье: при банкротстве контрагента заключенные с ним сделки и полученные от него платежи могут быть оспорены. Защититься советую до этого момента, если необходимо — инициировать судебные разбирательства.

Четвертое: собственникам и руководителям необходимо сконцентрироваться на разработке экономической стратегии работы своего предприятия, не выпускать из поля зрения ключевые финансовые показатели. Важно наладить переговоры с кредиторами, договориться о реструктуризации задолженности, отсрочке, пересмотре условий финансирования.

Более подробные рекомендации бизнесу в связи со сложившейся ситуацией мы даем в формате legal alert на сайте Коллегии regionservice.com

Офис Коллегии адвокатов «Регионсервис» в Екатеринбурге:
ул. 8 марта, д. 51, оф. 609
Тел./факс: + 7 (343) 272-45-07