Уже к осени в Свердловской области может смениться губернатор. Глава региона Александр Мишарин вошел в шорт-лист кандидатов на пост президента ОАО «Росийские железные дороги».
Мишарин может занять пост руководителя госмонополии после ухода на пенсию Владимира Якунина, которому в июне исполнится 63 года. Он не единственный претендент, но один из наиболее реалистичных: у него есть опыт работы как на магистралях, так и на политическом поприще (а руководитель РЖД – безусловно, политическая должность). В администрации самого г-на Мишарина такой вариант развития событий называют «слухами».
Последний раз трудовой контракт президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина заключался с ним в июне 2008 года, когда главному железнодорожнику страны исполнялось 60 лет. Срок действия контракта согласно Уставу ОАО «РЖД» – три года, соответственно, полномочия Якунина истекают летом этого года. И хотя ни количество переназначений, ни возрастной ценз уставом РЖД не ограничены, Владимир Якунин, скорее всего, не станет продолжать работу. Как считает источник, знакомый с ситуацией, президент РЖД может предпочесть более спокойный режим службы - в статусе, например, советника президента РФ по вопросам транспортной инфраструктуры.
Возможность назначения Мишарина на пост президента РЖД сегодня обсуждается в «белом доме», говорит один из сотрудников федерального правительства (президент ОАО «РЖД» назначается кабинетом министров). На этот пост претендует много кандидатур, среди которых министр транспорта Игорь Левитин и предприниматель Григорий Березкин.
Нынешние отношения самого Александра Мишарина с Владимиром Якуниным можно охарактеризовать как сдержанные. Считается, что г-н Мишарин уже претендовал на пост президента РЖД в 2005 году, когда работал заместителем министра транспорта РФ. Однако тогда борьбу за пост выиграл Владимир Якунин, имеющий более тесные связи с президентом Владимиром Путиным. Блестящий специалист в вопросах железных дорог, с 2004 года Мишарин не работал в структурах РЖД. Сменившие его начальники СвЖД – Шевкет Шайдуллин и Владимир Супрун – занимались зачисткой свердловской дороги от влияния соратников Александра Мишарина. У свердловского губернатора так и не получилось заменить Владимира Супруна на лояльного себе начальника региональной дороги, и новый глава СвЖД Алексей Миронов также не из близкого круга свердловского губернатора. Все это свидетельствует о том, что Мишарин не пользуется симпатией со стороны самого Владимира Якунина – по сути, последний несколько раз шел наперекор желаниям первого. Даже лобби проекта высокоскоростной магистрали Москва – Екатеринбург натыкалось на сопротивление руководства ОАО «РЖД».
Источник в правительстве считает, что теперь у Александра Мишарина есть шанс вернуться в РЖД с триумфом и реализовать все желаемые проекты. У губернатора стало больше контактов в здании РЖД на Новой Басманной, знает источник в команде г-на Мишарина, а накануне Пасхи свердловский губернатор и президент РЖД Владимир Якунин общались в Иерусалиме и даже появились вместе перед камерами во время церковной службы. Все это отчасти похоже на переговорный процесс.
Источник, знакомый с ситуацией в РЖД, подтверждает: последнее время только и разговоров, что о возможном приходе Мишарина. «К Владимиру Якунину много претензий по экономике – по сути, в последние годы компания развивается не за счет оптимизации и увеличения эффективности, а за счет роста тарифов, что в конечном счете бьет по собственникам крупных предприятий и вызывает недовольство промышленников, - рассказывает собеседник. – Сегодня в России тарифы выше, чем в Европе, хотя энергоносители и рабочая сила стоят дешевле. Есть и другие претензии. Кроме того – у Владимира Ивановича не такое уж крепкое здоровье».
Кандидатура Александра Мишарина поддерживается премьер-министром Владимиром Путиным, а Дмитрий Медведев предпочел бы видеть на этом посту Григория Березкина. Последний – крупный инвестор, его группа «ЕСН» - один из постоянных партнеров ОАО «РЖД». Считается, что около года назад интересы Березкина и Якунина разошлись, и с тех пор стало возможным говорить о собственном желании бизнесмена возглавить госмонополию. Березкин – потенциальный спонсор предвыборной кампании Медведева, считает источник, поэтому президент предпочел бы видеть его на посту главного железнодорожника.
Но так как РЖД - это все-таки сфера влияния Путина, шансы Александра Мишарина выше. «Информационная кампания, развернутая в СМИ в отношении г-на Мишарина, направлена на его дискредитацию как кандидата на пост президента РЖД и в реальности мало отношения имеет к его губернаторству, - считает источник. – С этой точки зрения для Александра Сергеевича наиболее болезненны не критика политической деятельности, а упоминания о скандале с «Air Union», - считает собеседник агентства. По его мнению, политические скандалы в регионе только приближают Мишарина к назначению в Москве: «У Путина такое мнение, что раз у Мишарина с политическими интригами не получается, то нужно забирать его в РЖД – железнодорожник-то он отличный».
Такой вариант развития событий, пожалуй, обрадовал бы и самого Александра Мишарина, который никогда не скрывал искренней любви к железнодорожной теме. В этой ситуации, однако, есть политические риски: замена губернатора накануне выборов в Госдуму чревата политическими трудностями в территории. Впрочем, этот вопрос может быть снят грамотно подобранным преемником, и эта тема теперь открыта для возможного обсуждения.