В 2013 г. Промсвязьбанк выделил работу со средним бизнесом в отдельное направление. Это позволило существенно нарастить клиентский портфель среди предприятий с годовой выручкой до 1,5 млрд руб. в год.
Как работает стратегия сегментации в регионах, что представляет собой сегодня российский средний бизнес, рассказывает Алексей Будаев, заместитель управляющего директора по развитию среднего и регионального корпоративного бизнеса Промсвязьбанка.
Алексей, сейчас многие аналитики говорят о том, что на финансовых рынках регионов наблюдается турбулентность. Так ли это и как ощущают себя сегодня лидеры банковской сферы?
— Турбулентность финансового рынка — это реальность, которую банки ощущают в полной мере. Как известно, на растущем рынке легко зарабатывать. Нынешнее же положение дел, при котором экономика страны фактически не растет, а политическая ситуация становится острее день ото дня, требует от игроков финансовой сферы особых компетенций. Приоритетными становятся эффективность управления, четкая стратегия, способность настроиться на потребности бизнеса.
Как в нынешней ситуации меняется спрос на банковские продукты среди региональных клиентов?
— Спрос на кредитование не только не уменьшился, а в некоторых сегментах даже увеличился. В условиях, когда объем выручки у многих компаний оставляет желать лучшего, предприятия начинают испытывать дефицит оборотных средств. В этом контексте такие продукты как факторинг, овердрафтное кредитование приносят ощутимую пользу. На волне спроса — транзакционные продукты: расчетно-кассовое обслуживание, конверсионные операции, услуги инкассации и доставки, управление ликвидностью и т.д. Бизнес стремится выжать из своих ресурсов все, что может, максимально эффективно ими управлять. Наши продукты и услуги транзакционного бизнеса — это хорошая возможность для оперативного управления финансовыми потоками, свободными денежными средствами. Изначально мы разрабатывали их для крупных холдинговых структур, имеющих филиальную структуру. Но оказалось, что управление денежными потоками востребовано многими клиентами, независимо от того, есть у них филиальная сеть или нет.
Промсвязьбанк всегда занимал активную позицию в плане регионального развития. В чем специфика продвижения банка в Уральском регионе?
— Урал традиционно отличается высокой конкуренцией среди игроков финансового рынка. Здесь работают и мощные государственные, и сильные региональные структуры. В Уральском регионе сформирован пул местных банков, которые могут опережать федеральные за счет оперативности в принятии решений, за счет особой лояльности к ряду клиентов. Но нас конкуренция не пугает. Нам есть, что противопоставить представителям местного банковского сообщества. Наше преимущество — в «нешаблонности» предложений, которые формируются для конкретного клиента, работающего в рыночных условиях «здесь и сейчас». Со средним бизнесом, а это предприятия с годовой выручкой до 1,5 млрд рублей в год, мы работаем, используя свой особый подход в оценке рисков, свою методику оценки финансового состояния клиента.
А еще хотелось бы отметить, что Урал — это настоящая «кузница кадров» для финансового сектора. Здесь работают качественные команды, настоящие профессионалы, с которыми приятно иметь дело.
Может ли сегодня один банк закрыть все потребности региональных клиентов?
— Конечно, и мы это делаем. Банк обладает всей продуктовой линейкой, которая необходима бизнесу. Тот опыт, который мы накопили в части обслуживания, с одной стороны, корпоративного, а с другой, малого бизнеса, мы активно применяем для формирования продуктов, ориентированных именно на средний бизнес. Бизнес-модель предполагает уход и от глубокой оценки, используемой для корпоративных клиентов, и от стандартизованной, применяемой для малого бизнеса. Среднему бизнесу это дает массу преимуществ: мы сокращаем затраты на проверку предприятия и можем быстро реагировать на его запросы, при этом оказывая сервис, доступный корпоративным клиентам.
А как вы оцениваете перспективы развития среднего бизнеса в России?
— Как очень высокие. Это один из драйверов экономики. По нашим оценкам, темпы роста среднего бизнеса в этом году будут опережать аналогичные показатели как корпоративного, так и малого бизнеса. В 2014 году средний бизнес может вырасти на 10-15%. Средние компании, которые недавно были малыми, которые прошли уже не один кризис, сумели окрепнуть в непростых условиях. В отличие от мелких игроков у них больший запас прочности, а по сравнению с крупными игроками, у них выше маневренность. В силу своей специфики они могут оперативно менять курс, быстро реагируя на изменения рыночной конъюнктуры. Они весьма жизнеспособны, даже в условиях турбулентности. Средние компании — это такие «акулы», которые при благоприятном микроклимате могут вырасти в крупных хищников. Вот на них-то мы и делаем ставку, для них оттачиваем финансовые инструменты, создавая особые благоприятные условия.
И каковы итоги работы по направлению среднего бизнеса? Какова статистика?
— По итогам 2013 года объем кредитного портфеля сегмента «средний бизнес» в Промсвязьбанке увеличился по сравнению с 2012 годом на 28%, составив 46,5 млрд рублей. Наиболее активными темпами рос портфель факторинга и стандартных кредитных продуктов (кредиты, кредитные линии, овердрафты). Региональный рынок демонстрирует позитивную динамику, на него приходится 87% всех выданных кредитов среднему бизнесу. В прошлом году на 70% выросло количество региональных клиентов, использующих продукты международного финансирования. При этом доля новых клиентов увеличилась на 20%, выросла и средняя сумма сделки. Мы отмечаем рост спроса на продукты торгового и долгосрочного финансирования, включая аккредитивы, выпуск гарантий и резервных аккредитивов, предэкспортное финансирование и кредиты под контракты.
Какие задачи ставит банк на ближайшую перспективу?
— Продолжать устойчивое развитие, даже в условиях турбулентности все также располагать достаточным запасом ликвидности, необходимым для кредитования бизнеса. По нашим прогнозам, объем кредитов для среднего бизнеса в 2014 году в Промсвязьбанке должен вырасти не менее чем на 20%. Кроме того, в числе ключевых задач — дальнейшее повышение операционной эффективности, наращивание объемов транзакционного бизнеса.