Алексей Кишко, генеральный директор «СвердловЭлектро». Проведя реконструкцию трех заводов, Алексей усвоил главный закон любой стройки: сначала задокументированный проект – потом инвестиции.
Алексей Кишко,
генеральный директор «СвердловЭлектро».
Проведя реконструкцию трех заводов, Алексей усвоил главный закон любой стройки: сначала задокументированный проект – потом инвестиции. Приняв участие в нескольких десятках выставок, вывел правило: если якорного клиента нет – участие бесполезно. Но, несмотря на ранее выведенные принципы, он все-таки решил: «ИННОПРОМ» – площадка и для его бизнеса.
Понятно, что наполнение выставки в 2010 году было продиктовано прежде всего нехваткой времени. «ИННОПРОМ» готовился в сжатые сроки – какие инновации можно привлечь за это время? Очень много хороших идей реализуется примерно по одному плану: «Ребята, давайте построим за три месяца прекрасный 20-этажный дворец». – «Давайте». Проходит месяц, после которого все понимают, что не успевают построить прекрасный 20-этажный дворец, поэтому формулировка меняется: «Давайте построим что-то 20-этажное или прекрасный 10-этажный дворец». Спустя еще месяц задача упрощается по максимуму: «Давайте построим прекрасный двухэтажный дворец или хоть что-нибудь построим». Но нереально за три месяца реализовать такой проект, как «ИННОПРОМ», и притащить на него исключительно прорывные технологии. Хотя при всей невыразительности экспозиции была организована достаточно активная работа на форумах.
Зачастую инновационными проектами занимаются те компании, которые не зарабатывают деньги валом, поэтому тратиться им тяжелее. Чтобы на выставку приехали компании с реальными инновациями, потратили деньги на логистику, подготовку к презентациям, наконец, на аренду выставочных площадей, они должны быть уверены в отдаче. Они должны знать, что приедет потенциальный покупатель или инвестор. Любая выставка – место встречи двух ищущих: один ищет, кому продать, другой – у кого купить. Чтобы они нашли друг друга, их должны в одной точке собрать. В 2010 году не удалось организовать фокусного клиента. Но при этом капитал в лице «корпоративщиков» активность проявлял нешуточную.
Информация и заряд – самое ценное, что ты увозишь с выставки, а сможешь ли ты превратить их в деньги – это уже вопрос к тебе как к предпринимателю. «ИННОПРОМ» должен стать не только демонстрацией продуктов, но в большей степени – форумом, местом для общения и обмена мнениями. Поэтому на мероприятии должны присутствовать не только поставщики инноваций, но и заказчики инноваций, капитал в виде банков и инвесторов, пресса и, конечно, представители законодательной и исполнительной власти. Важно, чтобы диалог между всеми участниками был живым, и только в этом случае проект заработает.
Сегодня все самые крупные выставки проходят в Москве – в «Крокусе» либо в «Экспоцентре», причем вся промышленность выставляется в последнем. «Экспоцентр» строился давно и находится в самом пробочном месте, поэтому быстро приехать туда и уехать можно только на метро. Это не только неудобно, но и неправильно – почему все крупные мероприятия стекаются в Москву? Она и так скоро лопнет. В стране должна была появиться хорошая выставочная площадка для проведения крупных мероприятий – почему бы не в Екатеринбурге? Это позволит миру увидеть, что Россия
Готов ли город уже сейчас к паломничеству – сказать сложно. Когда к нам приезжают гости, то вопрос с бронированием гостиниц встает часто. Что касается транспорта, то здесь тоже все печально. К Ганноверской выставке подтянута отдельная станция метро, и такси у выхода выстраиваются в очередь. У нас же по темным улицам Екатеринбурга порой сложно найти то, что нужно, не только гостям, но и местным жителям. Плюс ко всему в городе почти во всех сферах с иностранным языком – беда. У нас был случай, когда таксист увез клиентов вместо завода, располагающегося на Уралмаше, в Кольцово, потому как, куда же еще ехать немцам утром из гостиницы, как не в аэропорт, – решил таксист. Бедолаги пытались объяснить, что им не надо в аэропорт, но их все равно доставили не по месту. Только после того, как наши секретари по-русски объяснили, что ехать нужно в другую сторону, таксист выбрал верный маршрут. Если мы задумали такой проект, то и сервис развивать нужно, а для этого надо менять наш менталитет. У нас люди до сих пор считают слово «сервис» синонимом «прислуживание», поэтому делают все через зубы.
Я не спорю, что стройка на болоте – не лучшее место, но, с другой стороны, вдоль одной из лучших трасс города простаивала земля. Сам бог велел ее использовать под что-то инфраструктурное, но у правительства области было два пути готовить землю – вложиться самим или в красках расписать инвесторам перспективы этой площадки, чтобы вложились они. Власти выбрали первый путь, но и он имеет право на существование только в том случае, если есть понимание, когда и как эти деньги отобьются. Если нет уверенности, что инвестиции вернутся, то вкладываться нельзя. Что касается строительства самого «ЭКСПО», то и здесь правильнее было создать условия для прихода инвесторов, точно так же, как они были созданы при строительстве Кольцово. Если бы строили частники, то цена и сроки были бы более реальными, предприниматель бы десять раз взвесил – насколько короткие сроки целесообразны, стоит ли вообще спешить. Известно ведь, что если сроки жестко не лимитированы, то стройка обходится существенно дешевле. Жесткие сроки – это всегда тот момент, который приводит к дополнительным тратам – тендер наспех, проект сырой, подрядчики выкручивают руки. Если стройка начинается без документации, то вероятность лишних расходов слишком высока и неоправданна. Стоимость «Екатеринбург-ЭКСПО» – в основном результат сжатых сроков.
Если при «ЭКСПО» не будет работать опытная команда, то инвестиции никогда не отобьются. Из комплекса можно выжимать и выжимать. Я не говорю, что он должен работать 360 дней в году, но 130 уж точно должен отрабатывать, иначе его строительство вообще нецелесообразно. Если хорошо подумать, то в стране проводится куча мероприятий, которые можно перетянуть к нам, но, как и в любом деле, не железо и не география гарантирует успех. Важно, чтобы управлением выставкой занимались профессионалы с огромным опытом, а не дилетанты, набивающие руку. Питер, задумывая реконструкцию своего аэропорта, открывал тендер не только на строительство, но и параллельно на компанию-оператора. Причем выбор шел между операторами, управлявшими такими аэропортами, как Франкфурт, то есть теми, кто собаку съел на своем деле. Не стоит рассчитывать на снисходительное отношение и прикрываться отговорками «дайте еще пару-тройку лет раскрутиться, и все будет отлично». Если учесть, сколько вложено в «Екатеринбург-ЭКСПО», центр должен на полную работать с первого дня.
Я очень надеюсь, что «ИННОПРОМ» создается не ради поддержки областного промышленника. Во-первых, мероприятие должно быть международным или минимум федеральным, а во-вторых, кто вообще сказал, что власть должна делать что-то за бизнес? Власть должна вести себя как хороший судья на поле – незаметно. Если судья хорошо отсудил матч, никто не помнит ни его имени, ни лица, потому что ни камера его ни разу не показала крупным планом, ни комментаторы о нем ни слова не сказали. Если же он отсудил плохо – моют кости долго. С властью то же самое – чем незаметнее будет этот персонаж, тем качественнее станет игра и интереснее будут результаты. Главная задача власти – не чинить препятствий для эффективной игры – давать достаточно свободы бизнесу, следить за соблюдением правил, обеспечивать безопасность, одним словом, создавать условия для комфортной, а значит, созидательной жизни. Но многим предпринимателям этого мало – хотят «реальной» помощи. У нас всегда кто-то виноват – тут разрешительный орган тянет резину, а тут кризис. Но в конечном счете кому результат-то нужен? Он предпринимателю нужен, а не чиновнику из «белого дома». Бизнесмен для своего блага работает, поэтому сам должен искать пути, способы, методы. Единственное, что можно предъявить власти, – отсталость инфраструктуры, из-за которой развитие стопорится. У нас устарели все сети, и прежде всего транспортная.
Дело можно делать в любых обстоятельствах, равно как и причины можно находить даже в самых идеальных условиях – звезды не сложились, родился 13 числа. Здесь вопрос не во взаимоотношении власти с бизнесом, а в креативности предпринимателя. Любую идею и любой проект можно продвинуть, если ты этого реально хочешь. Все зависит от гибкости ума, прозорливости, вовлеченности и в меньшей степени – от чиновников. Надо уметь убеждать. Да, в исполнительной власти тоже есть человеческий фактор – с кем-то складываются отношения, а с кем-то нет. Но я не могу сказать, что в моей практике был случай, когда именно чиновник и только чиновник стал преградой в реализации задуманного. Главная задача предпринимателя в том и заключается, чтобы находить выходы из любых ситуаций. Я не спорю, что многое тормозится из-за чиновников, у них достаточно рычагов, чтобы усложнить жизнь предпринимателю. В любой стране бизнес сильно зависит от власти, и мы не являемся исключением. У нас так же, как и везде: законодательная власть принимает законы не всегда в пользу бизнеса. Ну и что из этого? Нужно быть переговорщиком. И как раз здесь создание такого массового мероприятия, как «ИННОПРОМ», – реальная возможность достучаться до тех, до кого нужно. Выбери свое сильное место и действуй. Сможешь заинтересовать – в путь, а уж если сам не смог, то смысла винить власть или еще кого-то нет.