Французская группа Societe Generale завершила объединение своих активов в России, процесс шел около трех лет — начиная с покупки Росбанка. В Екатеринбурге региональным координатором структурных изм
Французская группа Societe Generale завершила объединение своих активов в России, процесс шел около трех лет — начиная с покупки Росбанка. В Екатеринбурге региональным координатором структурных изменений назначен Алексей Павин. Он намеревается объединить два разноформатных банка через универсальный подход к клиентуре.
вывести банковский гибрид
В конце июня BSGV (работал в сегменте «средний плюс») и Росбанк (действовал как масс-маркет-банк) официально стали единым целым с аудиторией «от края до края». Ранее группа Societe Generale объявила о передаче под контроль Росбанка 100% акций банка «ДельтаКредит» и Русфинансбанка, своих российских «дочек». Цель, ради которой все затевалось, — повысить рентабельность. В новой структуре за основу взята информационно-банковская система Росбанка, объединенная сеть перешла на нее с начала октября. Одновременно был представлен единый каталог продуктов. Окончательно интеграция технологических платформ завершится в 2012 г., рассказал Алексей Павин.
Объединить без насилия
Название новой структуре досталось от Росбанка, а графическое изображение — черно-красный квадрат — перешло в наследство от BSGV. Теперь предстоит унифицировать офисную сеть, объединить команды, перевести оба кредитно-финансовых учреждения на единую АБС, сменить старые вывески и т. д. «Объединение — это бесконечный процесс», — говорит г-н Павин.
Как происходит объединение команд двух банков? Наверняка в каждом были сотрудники с дублирующими функциями, особенно на руководящих должностях. Оптимизируете?
— Структура управления и в экс-Росбанке, и в экс-BSGV (назовем их так) была оптимальной. То есть излишних управленческих кадров не было. Возможно, часть линейных руководителей в связи с дублированием функций мы переведем в руководство бизнес-направлений. Может происходить миграция персонала из одного отделения в другое. То же самое — с офисной сетью: если два отделения находятся рядом (на одной улице), одно из них рано или поздно переедет. Оно откроется в другом месте, с более высоким клиентским трафиком.
Вы управляли филиалом BSGV, получается, теперь зона ответственности удвоилась?
— На самом деле мое личное вмешательство в работу филиала экс-Росбанка очень скромное. Я могу содействовать в тех сегментах рынка, в которых силен BSGV. Например, в ипотеке. Мы постепенно переносим технологию работы по ипотечным сделкам в филиал Росбанка. И наоборот, какие-то решения приходят в новую структуру из бывшего Росбанка.
Приходится преодолевать сопротивление?
— Не совсем так. Не секрет, что Росбанк и BSGV работали в разных сегментах. Целевая аудитория у BSGV была средне- и высокодоходная, у Росбанка — масс-маркет. Резко влезать куда бы то ни было со своими бизнес-решениями не совсем правильно. Главный принцип — не навреди. Поэтому никаких насильственных насаждений не происходит.
То есть филиалы банков пока не единый организм.
— IT-платформы сближаются — эта работа занимает основное время сегодня. Полная интеграция завершится в следующем году. Пока работает некая гибридная технология. Враз такие изменения не происходят. Объединение — весьма нелегкая работа. И дело не только в перестройке всех процессов, главное — люди: они консервативны, надо это учитывать. Надеюсь, что у нас все получится. Объединению предшествовала подготовка: группа Societe Generale наращивала участие в Росбанке в течение трех лет, было потрачено немало времени для изучения внутренней структуры, технологий.
Как далее с юридической точки зрения будут существовать оба филиала?
— В планах — объединиться в один.
Объединение технологий — процесс сложный. К примеру, я знаю, что из-за поэтапной смены реквизитов нового Росбанка его клиентам приходилось несколько раз перевыставлять счета для своих партнеров. Не опасаетесь снижения скорости обслуживания и лояльности? Ведь чем крупнее банк, тем он менее способен быть внимательным и мобильным. А клиенты BSGV привыкли к долгому операционному дню и решению вопросов по звонку.
— Я считаю, проблемы объединения — это внутренние проблемы банка и трудового коллектива, которые не должны отразиться на клиентах. Взаимоотношения сотрудников банка со своими клиентами пока не менялись. Клиентские менеджеры и команда поддержки прикладывают все усилия, чтобы переход на единую платформу прошел безболезненно. Неудобства, конечно, есть, но мы стремимся свести их к минимуму.
Как это выражается? Вручную какие-то операции приходится проводить?
— Да. Клиенту главное — получить услугу, а мы должны ее предоставить. Не важно, какая у банка АБС.
По планам — когда завершится слияние?
— Реорганизацию невозможно завершить, ее можно только прекратить. (Улыбается.) Это бесконечный процесс. Я рассматриваю объединение как развитие банка, которое сопровождается гибридизацией — появлением новых продуктовых направлений.
Взболтать, но не смешивать
Революций для клиентов не произойдет, успокаивает Алексей Павин. Он и сам пока по привычке рассуждает как руководитель BSGV. От продуктов и услуг обеих кредитных организаций объединенная структура не отказывается. Пока. Сейчас вся линейка с некоторыми дополнениями аккумулирована в едином каталоге, который доступен во всех отделениях нового Росбанка.
— Традиционная клиентура BSGV изменения, конечно, почувствует. Например, раньше не было кредитных карт, а сейчас будут. Раньше мы обходились одним потребительским кредитом, а сейчас их будет несколько. Помимо этого клиенты BSGV смогут обслуживаться в заметно большем количестве отделений: сеть Росбанка сейчас занимает четвертое место в РФ по количеству офисов.
То есть банк просто станет одинаково относиться ко всем клиентам?
— Со временем, повторюсь, будет унифицирована технологическая платформа. Мы уже получили единый продуктовый каталог, его ключевое решение — пакеты банковских продуктов для частных клиентов, которые доступны во всех отделениях нового Росбанка. В каждый комплекс входит от 1 до 3 банковских карт и от 5 до 13 услуг. Но универсализация призвана сделать общение клиента с банком более комфортным, снизить временные затраты. Это не значит, что мы совсем отказываемся от индивидуального подхода. В Росбанке работают и клиентские менеджеры, которые предлагают персональное обслуживание по всему спектру банковских продуктов. К тому же, возможно, некоторые отделения будут специализироваться на каком-то конкретном продукте, например ипотеке или обслуживании VIP-клиентов. Но сейчас сложно прогнозировать, как именно будет построен процесс. Это определится в ходе происходящих изменений.
Эксперты ожидают исхода с рынка РФ банков с иностранным участием или сокращения финансирования их российских активов. Такую позицию озвучивает, например, управляющий Альфа-Банком Рушан Хвесюк, объясняя ее тяжелым состоянием экономики Европы. Вы ощущаете перемены в настроении Societe Generale?
— Наша материнская структура регулярно контролирует показатели Росбанка, ведь это одна из крупнейших «дочек» Societe Generale. К проверкам мы привыкли и ограничений по фондированию не ощущаем.
А вы готовитесь к возможному кризису ликвидности? Одни банкиры говорят, что на всякий случай притормозят кредитование, другие — что повысят ставки или сузят круг заемщиков. Как поступите вы?
— Росбанк не планирует сворачивать кредитные программы. Это касается работы как с корпоративными клиентами, так и с частными. Длинные инвестпроекты тоже продолжаются. Малый бизнес нас интересует, если компания готова адаптироваться к изменяющимся условиям и отвечает нашим требованиям. Тогда мы подберем нужный кредитный продукт, а при необходимости адаптируем его под клиента с учетом его индивидуальной специфики. Задача банка — правильно оценить бизнес клиента и вместе с ним понять, какой именно кредит под конкретную задачу нужен и нужен ли вообще.
Вы говорили, что 2010-й был годом амортизации, расчистки корпоративного кредитного портфеля от проблемных активов. Каким стал 2011 г.?
— Довольно успешным. Мы до конца декабря собираемся довести розничный кредитный портфель Росбанка в Екатеринбурге до 4 млрд руб. (сейчас он составляет 3,6 млрд). Нормально идет ипотека: к сентябрю 2010 г. мы выдали ипотечных кредитов на 146 млн руб., а за первое полугодие 2011 г. — порядка 560 млн.
Чем объясняется рост ипотеки?
— В Екатеринбурге крайне мало строящихся домов, по сравнению с 2008 г. их число снизилось в два раза. Если произойдет прогнозируемое инвестиционное похолодание, дома вообще перестанут закладывать. А новые объекты смогут выйти на рынок не раньше чем через три года. Это ощущение присутствует на рынке недвижимости: покупайте, пока есть что покупать.
Росбанк будет расширять филиальную сеть на Урале или точек продаж после объединения хватит надолго?
— Думаю, появление 2-3 новых точек можно ожидать уже в 2012 г., но это будет переезд офисов, которые с точки зрения бизнеса экономически неэффективны в текущем месте расположения. У группы Societe Generale есть количественный ориентир — один допофис на 100-150 тыс. человек населения. Наш филиал этому критерию соответствует, в Екатеринбурге у объединенного Росбанка одиннадцать отделений.
На какую долю рынка в основных сегментах вы рассчитываете?
— В перспективе, до 2015 г., мы ориентируемся на планы, которые поставлены нашим главным акционером. А именно 10% на рынке ипотеки, 12% на рынке автокредитования в России. Соответственно более короткие планы мы строим, исходя из этих задач.
На 130 тыс. екатеринбуржцев приходится один офис Росбанка
порядка 700 |
офисов Росбанка по всей России |
11 отделений |
Росбанка в Екатеринбурге |
37 банкоматов |
в Екатеринбурге |
Источник: Росбанк. Алексей Павин
Региональный координатор Росбанка в Екатеринбурге
Родился 1 октября 1960 г.
Образование: в 1982 г. окончил УПИ им. С.М. Кирова по специальности «Экономика и организация металлургической промышленности».
Карьера: 1982-1991 гг. — ассистент, аспирант, доцент, замдекана инженерно-экономического факультета УПИ; 1991-1993 гг. — сотрудник Уралвнешторгбанка; 1993-1996 гг. — начальник управления внешнеэкономических связей Свердлсоцбанка; 1996-1999 гг. — директор филиала ОАО «ТОКО-банк» в Екатеринбурге; 1999-2004 гг. — управляющий филиалом ОАО «Внешторгбанк» в Екатеринбурге; 2005-2007 гг. — глава представительства Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) в Екатеринбурге; 2007-2010 гг. — генеральный директор филиала BSGV в Екатеринбурге; с 2010 г. по 30 июня 2011 г. — директор региональной дирекции BSGV по УрФО; с 1 июля 2011 г. — директор филиала ОАО АКБ «Росбанк» в Екатеринбурге.
Увлечения: баскетбол, беговые лыжи.
Семья: женат, воспитывает двоих детей. Новый Росбанк выдал населению средств в два раза больше, чем бизнесу
1,752 млн руб. |
корпоративный кредитный портфель на 31.08.11 |
3,472 млн руб. |
кредитный портфель физлиц на 01.07.11 |
Источник: Росбанк.