Алексей Фарафонтов, член правления Бинбанка – о кредитовании бизнеса, конкуренции за ипотечных заемщиков и будущем снижении ставок на кредиты.
СПРАВКА
Алексей Фарафонтов в 2002 году окончил Амурский государственный университет по специальности «Финансы и кредит». С января 2002 года по февраль 2005 года занимал должность заместителя главного бухгалтера «Дальвнешторгбанка» (ныне — «Восточный экспресс банк»). В 2005 году работал в ГУ ЦБ РФ по Амурской области ведущим экспертом управления инспектирования кредитных организаций. Затем в течение трех лет в «Восточном экспресс банке» был руководителем службы внутреннего аудита и заместителем главного бухгалтера. В апреле 2008 года приглашен в УРСА Банк, где в должности начальника управления региональной сети курировал вопросы администрирования деятельности сети, управленческой отчетности и взаимодействия с ЦБ РФ. С декабря 2010 по март 2012 года в должности заместителя управляющего Новгородским отделением Сбербанка России курировал розничный блок. В мае 2012 года Алексей Фарафонтов приглашен в БИНБАНК на должность директора департамента сетевого управления, а с июля 2013 стал руководителем блока региональных дирекций. С ноября 2016 года – член правления объединенного БИНБАНКа. В числе ключевых задач Алексея Фарафонтова – выстраивание эффективной региональной сети банка, оценка ее эффективности и контроль продаж.
В банковском секторе происходят серьезные изменения – они обусловлены и общеэкономической ситуацией, и политикой ЦБ. Аналитики называют 2017 г. поворотной точкой в банковском бизнесе, говорят, что рынок оживает. Согласны ли вы с этим?
– Ситуация в банковском секторе четко привязана к общеэкономической, если есть положительные сдвиги, прирост в тех или иных отраслях, мы это сразу ощущаем. У Бинбанка три основных направления деятельности: розничный бизнес, МСБ и крупный корпоративный бизнес. В этом году достаточно динамично развивается розничный сегмент, прирост комиссионных доходов составляет 20-25%. Мы повышаем качество карточной линейки, внедрили много новых продуктов и видим, что клиенты ими активно пользуются. Все больше людей отдают предпочтение безналичным и бесконтактным платежам – это очевидный тренд, и мы уделяем этому серьезное внимание. Так, согласно исследованию Markswebb Rank&Report, наш интернет-банк был признан лучшим на российском рынке. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то число клиентов растет. Мы видим активную динамику: создаются новые предприятия, открываются счета, есть небольшой прирост – в районе 3-5% – кредитного портфеля, увеличиваются остатки на счетах. Что касается крупного корпоративного бизнеса, сейчас у Бинбанка хороший портфель таких клиентов. Поэтому мы сосредоточены не на привлечении новых компаний, а на углубленной работе с существующими.
Вы были и остаетесь одним из самых активных участников процесса слияний и поглощений, начавшегося в банковском секторе несколько лет назад. Какова ваша оценка этого явления? Планирует ли Бинбанк дальнейшую консолидацию с другими игроками?
– Мы считаем, что укрупнение банков – положительный тренд. Наличие ряда крупных игроков повышает доверие к банковской системе в целом.
Отзывы лицензий, конечно, сотрясают рынок, но зачистка банковского сектора от слабых игроков – тоже необходимый этап в развитии. Полагаю, что процесс консолидации на рынке продлится еще 2-3 года.
Сейчас – затишье, игроки-консолидаторы завершают интеграционные процессы, но к концу 2018 г. мы наверняка увидим дальнейшее укрупнение. Тут действуют простые рыночные механизмы: чтобы выжить в текущей ситуации, надо укрупняться и сокращать расходную часть. Здесь прямая экономическая логика.
За 2,5 года Бинбанк объединил 11 банков. В этом году процесс консолидации завершится, в конце августа мы встанем на единую технологическую платформу. Кроме того, мы должны предлагать клиентам новые сервисы, совершенствовать технологии, а это требует большой работы.
Ваш клиентский портфель за последние годы серьезно увеличился. Какое количество розничных клиентов сегодня у Бинбанка? Изменились ли ваши подходы к работе с этой группой?
– Подходы, действительно, изменились. Мы сделали ставку на качественное углубление работы с этим сегментом и перешли от продуктово-ориентированной модели к сегментно-ориентированной. Клиентская база делится на группы – зарплатные клиенты, пенсионеры, молодежь (студенты и школьники), активные плательщики, те, кто пользуется одним-двумя продуктами, и пр. – и для каждой категории в зависимости от ее потребностей и предпочтений готовится некое пакетное предложение. Сегодня у нас 18 млн клиентских записей. Росту портфеля способствовало несколько факторов, в том числе слияния с другими игроками, прямое привлечение. В отличие от западного, отечественный банковский рынок более динамичен: клиенты ищут лучшие условия, переходят из банка в банк. Они обращают внимание на качество ежедневного взаимодействия с банком, для них принципиально важно, чтобы все и всегда безотказно работало – мобильное приложение, карта, по которой можно провести транзакцию и с которой можно выехать за рубеж и пр. Люди голосуют за лучшую скорость и больший спектр возможностей. Банки серьезно конкурируют в сфере бонусных программ.
Как сегодня обстоят дела с розничным кредитованием? С 2014 г. банки крайне неохотно выдавали кредиты, но сейчас и экономическая ситуация стабилизировалась, и ключевая ставка снижается…
– Сегодня самым динамичным сегментом стала ипотека. Бинбанк – партнер АИЖК, и мы видим, что наши продажи кратно растут. Так, по отношению к началу года объемы выдачи ипотечных кредитов в июле увеличились вдвое. Ипотека сегодня – это драйвер развития розничного кредитного рынка. Еще одно активно развивающееся направление – рефинансирование. Заемщики, взявшие в 2014 - 2015 гг. кредиты по высокой ставке, сейчас могут ее существенно снизить. В целом же, в области кредитования банки сконцентрировались на собственной клиентской базе. И Бинбанк не исключение. Так, зарплатным клиентам, бюджетникам, пенсионерам, клиентам с хорошей кредитной историей мы готовы предоставить лучшие условия. Процентная ставка по кредитам для собственной клиентской базы в целом по рынку колеблется в районе 13% .
Если говорить о кредитовании малого и среднего бизнеса, ситуация с которым никогда не была абсолютно благополучной, а в последние годы стала совсем печальной, какой политики придерживается ваш банк?
– На самом деле лишь около 10% компаний МСБ нуждается в кредитовании, 90% пользуются РКО, у них есть депозиты и остатки на счетах. Им нужды хорошие дистанционные сервисы и приемлемые тарифы. То есть, потребность в кредитных средствах есть лишь у каждого десятого предпринимателя. В зависимости от задачи это могут быть оборотные кредиты, овердрафты и инвестиционные кредиты. С последними, когда бизнесу нужны деньги на развитие на длительный период, сегодня дело обстоит сложнее всего. Здесь, на наш взгляд, нужны механизмы господдержки, и Бинбанк является агентом корпорации МСП.
Но сами мы не готовы предоставлять длинные деньги по ставке 8-10%. При этом мы понимаем: дать компании кредит по ставке 14%, значит возложить на нее очень тяжелую ношу. Потому что сверхдоходов сегодня ни у кого нет.
В основном мы кредитуем своих проверенных клиентов, но новая компания должна иметь железный залог – недвижимость, оборудование, машины. Значительно легче дело обстоит с оборотным и овердрафтным кредитованием. Еще мы активно работаем с экспресс-гарантиями. В июне Бинбанк занял первое место в России по их объемам выдаче. Клиент может получить до 50 млн руб. на срок до 15-18 месяцев. В день мы выдаем по 250 гарантий, то есть, объем выданных денежных средств в месяц составляет 5-7 млрд руб.
Правда ли, что в кризис заемщики становятся дисциплинированнее?
– Число заемщиков в России не растет. Думаю, в текущей ситуации это неплохо. В нашем банке за 2016-2017 гг. все показатели риска существенно улучшились.
Кризис дисциплинирует всех. Люди тщательно взвешивают, действительно ли им необходим кредит. Рост кредитного портфеля – не самоцель. В целом, все игроки умерили аппетит в части роста доли рынка. Я не говорю про ипотеку – в этом сегменте напротив сегодня идет битва.
Ключевая ставка серьезно снизилась, и это отразилось на процентах не только по кредитам, но и по депозитам. Готовы ли люди рассматривать другие инвестиционные инструменты в качестве альтернативы вкладам? Каков ваш прогноз по ключевой ставке?
– Депозитная база не будет уменьшаться, потому что есть консервативные клиенты, которые будут держать деньги на вкладе, независимо от ставки. Наш прогноз: в этом году объем депозитов вырастет на 5-6%. Но клиенты начинают рассматривать и альтернативные безрисковые инструменты. В рамках банковской системы это могут быть, например, облигации. Доходность по ним может составить 10,5-11,5%, в то время как по вкладам в среднем 7-8,5%. Есть клиенты, которые готовы приобретать продукты с нефиксированной ставкой доходности, и мы готовы предложить им инструменты со страховым покрытием, например, инвестиционное страхование жизни. Я вижу рост интереса к таким продуктам.
Что касается динамики ключевой ставки, думаю, в этом году она снизится еще на 1-1,5 пункта. Так что открывать вклад лучше сейчас. Кстати, в Бинбанке при открытии счета в интернет-банке и при условии приобретения определенных пакетов услуг можно получить достаточно большую надбавку к базовой доходности.