Как основатель «ЕмБУРГер» пережил крах карьеры, едва не создал «дом терпимости» в известном отеле и в итоге на последние деньги открыл ресторан, чтобы набраться опыта перед эмиграцией, но остался.
Историю Алексея Гомзякова, известного в Екатеринбурге как создателя ресторана «ЕмБУРГер», можно было бы озаглавить «из князи в грязи и обратно». Успешный и востребованный на своем рынке руководитель, он заболел «звездной болезнью» и потерял все. DK.RU он рассказал, как, уже задумав вместе с женой покинуть Россию, решил все же попробовать открыть на Урале свое дело. И оказалось, «делать успешный бизнес можно даже сидя на чемоданах».
Вы считаете, что ваш путь из «наемника» в собственники какой-то особенный, или все было «как у всех»?
— У меня скорее был путь из собственника в наемники и обратно. В начале 1990-х я уже владел небольшим бизнесом, который просуществовал несколько лет. Он был связан с 1С, поэтому потом в качестве роста и развития было логично перейти в сферу финансов. К сожалению или к счастью, работать финансистом у меня получалось хорошо, и в результате эта стезя меня долго не отпускала. Мне искренне хотелось вернуться в управление, но когда ты нарасхват и высокооплачиваем, пересилить себя трудно. Чтобы выйти из колеи, в 2004 г. я пошел учиться. Это был осознанный способ сделать паузу в карьере, и я получил управленческое образование в Академии госслужбы, как мне казалось, лучшем вузе на тот момент. После обучения все пошло как по маслу. Новая работа, интересные задачи, совмещение финансовой и управленческой сферы. Я начал работать в компании «Прайм» (дистрибутор справочной системы «Консультант Плюс»), быстро стал правой рукой собственника. Полторы сотни людей в подчинении, проекты по всей стране, от года к году мой заработок и значение в бизнесе росли. Потолка не было видно.
Какая-то идеальная картина.
— Даже слишком. Я потом для себя вывел такую формулу: «Если ты не видишь потолка, осторожно, возможно у тебя уже снесло крышу». Примерно году на восьмом такой работы я ушел в полную «несознанку» с точки зрения понимания своей роли в бизнесе. Да, я был нереально крут (у меня даже была доля в компании), пользовался высоким авторитетом по всей нашей сети, мне казалось, круче меня не бывает. Начал откровенно «звездить», разрабатывал свои варианты стратегии компании, нагло и даже хамовато предлагал их собственнику. Мне казалось, что я просто незаменим. Конечно, моему нанимателю это надоело, и мы расстались. С таким опытом и достижениями я был уверен, что легко найду работу. Но за год с лишним у меня было только одно собеседование.
Вы анализировали причины?
— Да, знакомые из кадровой сферы потом говорили, что мое резюме слишком «насыщенное», я сразу подавал себя как «второй человек в компании», а таких могут нанимать только напрямую собственники. Наемные топы видели во мне конкурента и разворачивали меня. Кроме того, у меня была договоренность в течение года не выходить на работу к конкурентам компании «Прайм». Предложения были, но я выполнил уговор. И вот я, такой крутой, год не могу найти работу, предложений нет, деньги заканчиваются. На дворе конец 2014 г.
Как с такого «низкого старта» пришла идея своего бизнеса?
— А ее и не было. Была у нас с женой идея все продать и эмигрировать. Мы уже собирали чемоданы, думали, куда поедем и чем будем там заниматься. Приняли решение, что едем в южную Европу, откроем небольшое свое дело, и самым оптимальным вариантом нам виделся маленький семейный ресторанчик. Но в тот момент нам показалось, что уезжать за границу без знания языка, традиций, да еще и без знания дела, которое начинаем, крайне рискованно. И мы решили: отложим переезд на время и попробуем ресторанное дело здесь, в России. Научимся и уедем. Сейчас, спустя полтора года, я понимаю, как правильно мы поступили, сколько деталей и тонкостей не знали.
По словам Алексея Гомзякова, семеный ресторан — это ресторан, созданный семьей и во многом поддерживаемый силой семейных уз
Учитывая сложную ситуацию, откуда взяли ресурсы?
— Конечно, основной ресурс — наше время и силы. Мы очень много сил потратили на изучение вопроса на старте. Пробовали найти бизнес-ангелов, но поняли, что это не то: не берутся они за проекты, в которых еще ничего нет. Проанализировали предложения по готовым ресторанам, но и там ничего не устроило. Я даже обращался в госструктуры за поддержкой как малый предприниматель, но мне неофициально дали понять, что я зря трачу время.
Во-вторых, это с самого начала и до сих пор семейное дело — мое и жены, я бы один никогда не справился.
И в-третьих, собственно, деньги: мы рискнули и взяли небольшой кредит как физлица — чуть более 2,5 млн руб. — плюс добавили остатки своих сбережений.
— Вообще-то сначала у нас чуть не получился стрип-клуб.
Это как?
— Нам с женой было, конечно, не все равно, что открывать, но ресторанная сфера такова, что концепция должны быть привязана к трафику и месту. Это закон рынка. Если ты ограничен в выборе места, то тематику и формат выстраиваешь под место, которое есть, а не под свою бурную фантазию.
Мы поначалу нашли отличное место в одном крупном отеле, рассчитанном на большой поток приезжих. Разработали шикарную концепцию: клуб «Гримерка», в котором основной зал представлял собой как бы кулисы воображаемой сцены, куда танцоры возвращаются после представления. Девушки заходят за кулисы, устраивают красивое шоу с переодеванием и уходят обратно. Звучит музыка, как будто там, за стеной, идет представление. Местному руководству все понравилось, а вот центральный офис нам прямо ответил: нам в отеле нужны доступные девочки для командировочных («называйте, как хотите: спа-салон, клуб…»), либо вы подбираете соответствующий персонал, либо мы все отменяем. Я к такому повороту был не готов.
Нынешнее место мы нашли почти случайно, проходили мимо, все понравилось. Довольно быстро пришла в голову концепция, привязанная к туристам, бренду города и качественной кухне в европейском стиле.
С какими проблемами еще столкнулись?
— На первых порах, конечно, кроме финансовых вопросов, острее всего встала тема с персоналом. К сожалению, в отличие от той же Европы, у нас профессия «официант» временная, текучесть огромная, профессиональные навыки не формируются. Но это еще куда ни шло, а вот полным сюрпризом для меня стало то, что и повара особой стабильностью не отличаются — мигрируют между заведениями часто.
Персонал первое время я обучал сам, писал инструкции. К сожалению, я не знаю ни одной школы в Екатеринбурге, где бы можно было их этому научить. А сейчас я точно никуда никого не отправил бы учиться, слишком высока текучка.
Нужно отметить, что мой бизнес — семейный и формат обслуживания в нем соответствующий. Я ненавижу эти шаблонные фразы при встрече в пустом ресторане «Здравствуйте! Вас ожидают?». Иногда так и хочется нагрубить в ответ. В моем заведении принципиально поддерживается неформальный характер общения официантов и клиентов.
Позднее у нас же в заведении я познакомился с консулом Испании, он сказал, что на такой ресторан в его стране было бы достаточно одного официанта. Только нужен человек «возрастной», с опытом. Я загорелся этой идеей, долго искал. Нашел такого официанта, и, в принципе, эта женщина могла бы одна заменить весь штат в зале. Но она привыкла работать по стандартам пафосных ресторанов и переучиваться не хотела. А у меня совсем другие корпоративные ценности и другой дух заведения. Кто-то в отзыве недавно написал: «У вас получилась какая-то придорожная забегаловка». Все верно! Человек точно угадал. Я хочу развивать формат этакой европейской семейной забегаловки. Те, кто бывал в Европе, поймут весь кайф этого формата. Для него нужны подходящие люди и атмосфера.
Атмосфера заведения — это небольшой придорожный европейский ресторанчик. Слово «забегаловка» Алексей считает похвалой
Вы успели уже открыть еще одно заведение (бар FishBeer, начал работу в конце августа 2016 г. — прим.ред.). Считаете свой опыт ресторатора успешным? Финансовые показатели достигнуты?
— Ситуация оказалась хуже, чем я рассчитывал. С «ЕмБУРГером» я думал выйти в плюс месяца через 3-4, получилось через полгода. Сейчас стало реально трудно работать. Мне каждый раз на ум приходит сравнение с Европой. В той же Испании при более низкой аренде и массовой привычке питаться вне дома средний чек 35 евро на человека, а у нас 600 руб. на человека. Давайте говорить честно — народ обнищал!
Какой бы хороший ни был ресторан, на первое место у нас ставится цена. На второе — обстановка в заведении, потому что люди ходят в ресторан как на праздник. И только на третьем месте кухня. В Европе важнее всего кухня, на втором месте — цена, обстановка — на третьем. Я видел там заведения с пластиковыми столами и грубо окрашенными стенами, куда выстраиваются очереди благодаря известным блюдам.
В нашей же стране люди только говорят, что им хочется качественных блюд, платить за них они не готовы. Получается этакое качество в теории.
Рестораны и их концепции имеют свойство умирать. Вы готовы к «смерти» своего проекта?
— Вполне, мы в «Прайме» это называли «синдром оскотинивания». Если пустить все на самотек, то мой ресторан легко через год-другой превратится в никому не интересное унылое… ну вы поняли. Я постараюсь поддерживать концепцию и атмосферу как смогу долго. Бываю здесь часто, иногда сам обслуживаю гостей, особенно если высокая нагрузка.
Еще я вижу большой потенциал именно в том, что ресторан семейный. Один известный ресторанный критик, когда у нас бывал, высказал мнение, что супругам вместе работать не стоит. А я считаю, что в этом проблемы нет. Какая семья, такой и ресторан. Если семья крепкая и дружная, то это укрепляет бизнес.
Ну и, конечно, надо иногда менять ассортимент. Мы вот задумали добавить один продукт в меню, с ним будет связан небольшой ребрендинг заведения.
Учитывая, как начинался ваш бизнес, не могу не спросить: сейчас история с эмиграцией все еще актуальна?
— Вот тут без комментариев.