На днях журнал Forbes составил рейтинг самых богатых наследников в России. Среди прочих фамилий в списке оказались дети Алексея Мордашова, председателя совета директоров ПАО «Северсталь».
Каждому из шести детей Алексея Мордашова принадлежит по 2,9 млрд долларов. К слову, сам председатель совета директоров «Северстали» не новичок в рейтингах Forbes. В 2017 году он занял второе место в списке богатейших бизнесменов России. Состояние Алексея Мордашова оценено в 17,5 млрд долларов.
Наследникам бизнесмена достанется не только внушительное состояние, но и знания основных бизнес-процессов. Какие принципы Алексея Мордашова помогут его детям построить не менее успешную бизнес-империю? DK.RU выбрал самые яркие высказывания Мордашова о бизнесе, деньгах и управлении.
— Я предпочитаю инвестировать в активы, которые я понимаю и где я сам смогу создавать добавочную стоимость. Я стратег, а не портфельный инвестор (Bloomberg).
— Я до сих пор не могу осмыслить ту сумму, которую в списках, подобных Forbes, ставят напротив моей фамилии. Не привыкли мы к таким суммам. Они кажутся нереальными, если смотреть в свое прошлое («Ведомости»).
— Покупка американских активов («Северсталью») была большой ошибкой. Мы потратили гораздо больше, чем выручили от продажи (в сентябре 2014-го). ... В этой истории нет политической подоплеки — мы покупали активы и продавали их, будучи движимы экономическими соображениями. Мы не получаем директив, что нам покупать и что нам продавать (Forbes).
— Мне нравятся проекты, которые позволяют ловить волну, растущий тренд (Forbes).
— Ответственность — ключ к руководству (The Times).
— Мне нравится то, что дает доход. Это главный принцип. Причем не столько сегодня, сколько завтра. Я точно долгосрочный и стратегический инвестор. Портфельные краткосрочные инвестиции мне как человеку не интересны. И я почти не делаю их (Forbes).
— Люди — ключевой фактор. Надо формировать видение, мотивировать людей, учить, постоянно развивать, чтобы они были в состоянии делать то, что должны (Forbes).
— Я могу ошибаться, могу когда-то и проиграть (Forbes).
— Мне нравится развивать бизнес, но не нравятся некоторые последствия роста. Например, если ты становишься слишком успешным, то и становишься слишком заметным, а я не люблю быть №1. Лидерство не всегда означает, что другие относятся к тебе положительно (The Times).
— Бесполезно бояться, когда идет дождь. Надо открывать зонтик или идти и мокнуть («Профиль»).
— Есть некие российские привычки. Мы более склонны к контролю. Не принято делегировать: меньше доверия, больше контроля (Forbes).
— Во-первых, я не фанат футбола. Во-вторых, я не люблю транжирить деньги. И, в-третьих, я ненавижу ярлык «Русский олигарх покупает футбольный клуб». Но я никого не порицаю. Они лучше знают, что им делать со своими деньгами, но мне это не нравится (The Times).
— Для меня деньги — средство для достижения цели (The Times).
— Я до сих пор не могу осмыслить ту сумму, которую в списках, подобных Forbes, ставят напротив моей фамилии. Не привыкли мы к таким суммам. Они кажутся нереальными, если смотреть в свое прошлое («Ведомости»).
— Люди изменились. Прошедшие два десятилетия привели к возникновению новой культуры. Люди стали более профессиональными, более знающими, более доброжелательными, более внимательными друг к другу («Премьер»).
— Мы в школе строем ходили. Если этого кому-то не хватает, то пожалуйста, можно реализовать. Не спрашивайте о зарплате, работайте с утра до вечера, пишите личностный комплексный план. В чем проблема? Как раз сейчас больше свободы — и экономической, и политической, и социальной («Премьер»).
— Появились предприниматели. И это явление почти все недооценивают. Я считаю, что нужно быть благодарным предпринимателям, которые нашли в себе силы организовать бизнес, которые платят налоги, создают рабочие места («Премьер»).
— Олигархи разные. Конечно, все умные и энергичные, как бы нескромно это ни звучало. Объяснение этому очень простое: конкуренция очень высокая, тот, кто не обладает подобными качествами, не выживает в этой среде («Премьер»).
— Мой девиз: «Жить — значит бороться». Эта фраза написана у меня в доме над камином («Премьер»).
— Мама всегда мечтала, чтобы я был врачом. А я для себя определил, что самое интересное и полезное — управлять производством («Премьер»).