Меню

Алексей Попков: «Хотите, я увеличу площадь вашей квартиры на 10% почти бесплатно?»

Алексей Попков. Иллюстрация: Личный архив

Как молодой уральский предприниматель принес в Екатеринбург популярную на западе услугу и очень просто зарабатывает на слабостях городской публики, которой некуда больше девать свои вещи.

Алексей Попков свой небольшой семейный бизнес пока называет жизненным экспериментом, но главное ему уже удалось — менее чем за год он фактически ввел в Екатеринбурге новый формат услуг, который раньше если и существовал, то в тени и бессистемно. Услугу, которую предлагает его компания, можно назвать массовой микроарендой складской недвижимости для частных лиц, и она уже популярна в Москве и Петербурге. На Урале предложений пока мало, но спрос растет, констатирует предприниматель.
 
Как рассказал DK.RU г-н Попков, особенно он гордится названием проекта, автором которого является его сестра: чтобы все было просто, понятно и запоминалось сразу, бренд назвали «Освободи балкон».
 
В чем суть бизнеса?
 
— Логика очень проста: на рынке недвижимости есть глобальный тренд на дробление площадей. В сфере жилой невижимости этот тренд проявился в появлении хостелов. Жилое помещение превратили не просто в гостиницу, как это было раньше, а в группу спальных мест, которые сдаются посуточно. Причем со всем полагающимся сервисом и инфраструктурой. Людям, по сути, сдают угол, но делают это красиво и удобно. Затем та же тенденция проявилась на рынке офисной недвижимости — появились коворкинги. Выяснилось, что офисное пространство можно сдавать не только организациям, но и частным лицам, при этом сохраняя возможности офисного пространства: рабочие зоны и зоны отдыха, связь и интернет, удобное питание, расположение вблизи других офисных центров, охрана, наконец. И опять — человеку сдают уголок в офисе, но делают его законным арендатором этого уголка.
 
Теперь подошло время складской недвижимости. Работает все по тому же принципу: как будто у вас где-то есть гараж, и вы в нем храните свои вещи. Но только теперь это отапливаемое, охраняемое помещение с нужной инфраструктурой, в котором вы под свои задачи как частное лицо можете арендовать небольшое пространство и хранить там сезонную одежду, велосипед, детские вещи, инструменты, резиновую лодку — словом, почти все, что раньше воровало ваше жилое пространство, чаще всего на балконе. 
 
К слову сказать, про балкон, название вызывает… улыбку. Какое-то несерьезное. 
 
— Да ладно! А названия банковских организаций в виде глагола повелительного наклонения или бухгалтерские сервисы с брендом в стиле включателя-выключателя у вас не вызывают улыбку? Название — это наша гордость, потому что оно запоминается (вы же обратили внимание!), содержит призыв к клиенту и полностью передает суть предложения. Современные люди все больше дорожат своим жилым пространством, оно им слишком дорого досталось. Им хочется использовать максимально эффективно каждый квадратный метр.
 
Средний балкон в Екатеринбурге — это 5-7 кв.м, и даже если брать коэффициент 0,5 от цены квадратного метра квартиры, по которому сейчас продаются балконы, цена такого «уголка» вашего дома — 150-200 тыс. руб. И это в среднем 8-10% вашей квартиры по площади. Зачем заваливать его вещами, когда можно это пространство сделать полноценной частью дома? 
 
Откуда уверенность, что формат будет востребован? Те же гаражи чем не устроили вашего клиента? 
 
— Тут я не оригинален, я просто изучил вопрос в Москве, где уже несколько лет подряд активно развивается эта услуга. Не говоря уже про зарубежные рынки, где это давно есть. С гаражами вопрос логичный, но посудите сами. Гаражей сейчас стало намного меньше, у людей паркинги, и это в лучшем случае, а чаще они просто оставляют машину на улице. Раньше гаражи доставались автолюбителям дешево, их было много, а теперь гараж — это тоже недвижимость, ее тоже надо покупать, а при общем дефиците мест в городе гаражные комплексы теперь находятся далеко от места жизни самого человека. Теряется всякий смысл: опять получается дорогой склад у черта на куличках. 
 
На меня работает и еще один тренд современности: неудержимый шопинг. Люди покупают и покупают, а выбрасывают в разы меньше. И им психологически проще сначала убрать вещь подальше, и лишь потом выбросить. Но квартиры-то не резиновые. А когда у нашего клиента появляются дети, то объем сезонных вещей, игрушек и прочего скарба, который обновляется чуть ли каждый год, возрастает настолько, что вы рискуете просто утонуть в этом всем. 
 
 
И как это работает? 
 
— Очень просто: у меня есть арендованные на долгий срок складские помещения. Мой клиент по договору субаренды берет у меня часть этой площади, чаще всего на несколько месяцев или на год сразу. Просто кусочки очень небольшие в привычном для рынка недвижимости понимании. И далее он получает доступ к своему имуществу в любое удобное время, хранит на этом своем личном складе то одни вещи, то другие. Он уверен в их безопасности, а ведь те же гаражи редко нормально охраняют.
 
Услуга очень проста и даже банальна, но раньше считалось, что сама по себе аренда склада может быть интересна только корпоративному клиенту. То есть складской бизнес, он себя по определению считает b2b, а ведь если его переупаковать, красиво подать и придать ему этакий шарм — образ не сурового кладовщика, который следит за отгрузкой десятков фур, а вежливой девушки на ресепшн — он может стать нормальным b2c. 
 
Немного о показателях: сколько стоят сейчас такие услуги, как выглядит спрос в цифрах? 
 
— Мы запустились в этом году и пока приучаем к себе клиентов, берем 500 руб. в месяц за складскую палету, это примерно 1 кв. м. Люди арендуют 2-3 метра сразу и обычно на полгода или год, им так удобнее. На старте звонков было всего несколько в месяц, половина заканчивалась сделками. К осени 2016 г. мы получали уже по 10-15 звонков в день. Из них сделками закачиваются примерно 55%. Скажу честно, я почти исчерпал свои резервы свободных площадей, и веду переговоры о новых. Спрос растет очень быстро, учитывая, что клиенты, один раз став таковыми, берут площадь склада сразу надолго. 
 
Я не тешу себя иллюзиями относительно того, что создаю какую-то особенную добавленную стоимость на рынке, я просто увидел нишу с хорошим потенциалом роста. Ведь, по сути, мои потенциальные клиенты — это десятки тысяч человек в Екатеринбурге, готовые заплатить несколько тысяч рублей в год, чтобы освободить часть своей квартиры от нерегулярно используемых вещей. Для небольшого бизнеса это нормальные обороты и поле деятельности. 
 
Что касается формата, лет 10 назад коворкинг смешно было называть интересным бизнесом, хотя, по сути, это опять та же перепродажа в розницу купленных оптом офисных площадей. Но вот прошло время, и в Екатеринбурге один из коворкингов получает международные награды.
 
Кажется, в этом бизнесе довольно низкий порог вхождения. Не боитесь резкого роста конкуренции? 
 
— Меня это не смущает. Например, рынок домашних отелей тоже доступен по стартовым вложениям, а это, по сути, такой же субарендный бизнес, но он работает, и далеко не первый год. Рано или поздно складская микроаренда станет достаточно массовой услугой в Екатеринбурге, будет высокая конкуренция, услуга войдет в постоянную линейку предложений больших складских комплексов. Уже сейчас почти одновременно с нами стали появляться аналогичные сервисы. Думаю, какие-то из них существовали и раньше, просто были несистемными, работали «в тени». Я стараюсь вывести эту деятельность на свет и быть просто чуть быстрее других.