Когда Алексей Романов объявил о выпуске облигаций сети Bright Fit, посыпались предположения, что это pr-ход. Размещение состоялось — и принесло сюрпризы.
Bright Fit вышел на фондовый рынок и стал первой региональной компанией, решившейся на такой шаг. В интервью DK.RU владелец сети фитнес-клубов Алексей Романов рассказал, сложно ли стать публичной компанией и какие выгоды он планирует из этого извлечь.
Выпуск облигаций региональной компанией, работающей в сфере услуг, для России явление исключительное, если не уникальное. Как вы пришли к этой идее? Вам было сложно ее реализовать?
— Начнем с того, что у небольших компаний, как наша, возможность разместить облигации появилась сравнительно недавно. Законодательно были существенно упрощены многие обязательные процедуры, а также снизилась их стоимость. Это нормальная мировая практика, которая наконец-то начала применяться и в России. Мы стали первой компанией фитнес-индустрии в России, сделавшей этот шаг. До сих пор никто из игроков не использовал инструменты фондового рынка для привлечения финансирования и построения публичной компании.
Выход на фондовый рынок — сложная процедура, требующая серьезной предварительной работы, подготовки массы документов. Московская биржа, через которую они проходят, уделяет большое внимание надежности эмитентов. Важна понятность, прозрачность, устойчивость и прибыльность бизнеса, история развития компании, профессионализм команды, открытость и репутация собственников.
В целом с момента начала подготовки и до момента начала размещения облигаций на бирже прошло около полугода.
Какова «цена вопроса»? Один из экспертов, комментировавших ваш выход на рынок ценных бумаг, называл цифру 300-400 тыс. руб.? Она соответствует действительности?
— 400 тысяч — это примерная плата за услуги группы «Московская биржа» для облигационного выпуска нашего объема, но, выходя на рынок ценных бумаг, ты несешь и другие расходы. Речь идет примерно о сумме от одного до пяти миллионов рублей в зависимости от набора услуг, которые поручаешь профессиональным компаниям. Конечно, можно сэкономить и сделать часть работы самостоятельно, но это всегда дополнительные затраты времени, а также необходимость иметь в штате соответствующих специалистов. Для небольшой компании это дорогой входной билет, поэтому имеет смысл привлекать суммы от 100 млн руб. на срок от трех лет, чтобы затраты в пересчете на срок привлечения финансирования не оказали существенного влияния на процентную ставку по облигационному займу. Мы считаем, что наши общие затраты оказались разумными благодаря партнерству с финансовым ателье GrottBjörn (ЗАО «СБЦ»). Оно выступило организатором размещения, подготовило инвестиционный меморандум и взаимодействовало от нашего лица с Московской биржей и рядом крупных инвесторов.
Комментируя ваше решение о выпуске облигаций, некоторые финансовые эксперты утверждали, что это маркетинговый ход, и что инвесторам компания не будет интересна. Парируете?
— Выводя Bright Fit на рынок ценных бумаг, мы в первую очередь решаем финансовые задачи бизнеса. Облигации — инструмент цивилизованного привлечения долгосрочного финансирования. Наша индустрия капиталоемкая: чтобы открыть клуб, необходимо порядка 40 млн руб., а на хороший клуб с бассейном — около 100 млн руб. Дешевле построить хороший фитнес-центр невозможно. Это капитальные затраты — ремонт, создание системы вентиляции и кондиционирования, оснащение раздевалок и залов, оборудование. Поэтому нацеленной на рост компании нужны дополнительные источники финансирования. Облигации позволят нам расширить канал инвестиций.
При этом облигации — это еще и возможность улучшить условия кредитования, поскольку привлечение финансирования через такой инструмент не требует залогов и позволяет привлечь средства на длительный срок (от 3-5 лет). Получить банковское финансирование на таких условиях, конечно, очень сложно.
Поэтому деньги от размещения облигаций будут направлены на частичное рефинансирование имеющегося кредитного портфеля с целью оптимизации средней процентной ставки и сроков финансирования и на строительство новых клубов под брендом Bright Fit.
Кроме того, мы думаем «вдолгую», наш горизонт планирования — 10-15 лет. Мы хотим быть совершенно прозрачной, инвестиционно привлекательной компанией. Для этого необходимо пройти ряд стадий. Некоторые шаги уже сделаны. Выпуск облигаций — первый шаг, позволяющий компании раскрыться большему числу потенциальных инвесторов и в перспективе стать настоящей публичной компанией.
В российской практике есть публичные компании, не торгующиеся на бирже. Мы понимаем под термином «публичный» то, что неограниченный круг инвесторов может видеть и понимать, что представляет собой компания. На сайте «БрайтФинанс» представлена необходимая информация, там мы будем рассказывать и о результатах работы.
справка
Цели понятны. Перейдем к предположению, что инвесторам компания не будет интересна.
Наша программа облигаций объемом 1,5 млрд руб. рассчитана на 30 лет. Может показаться, что это слишком много, но посмотрите, например, на меморандумы Газпрома. В них указаны сроки, когда газ на планете, по мнению многих уважаемых экспертов, уже закончится. Наш первый выпуск — десятилетний, а объем размещения — 220 млн руб. Может ли размещение на такую сумму быть «техническим»? Нет. Конечно, мы вели переговоры с инвесторами, которые готовы были выкупить крупные пакеты облигаций, при этом без розничного инвестора не получится настоящей публичной компании. Поэтому мы стремимся привлечь широкий круг инвесторов, чтобы каждый человек в мире мог с гордостью сказать, что инвестировал в Bright Fit.
За чуть более чем два месяца с момента начала размещения из 220 млн руб. в рамках первого выпуска уже размещено более 200 млн руб. И пусть объем торгов на бирже нашими облигациями пока невелик, в любой момент кто угодно может купить или продать значительное количество облигаций, получив доходность порядка 13%-13,25% годовых.
Bright Fit и вы лично хорошо известны в Екатеринбурге, но вряд ли за его пределами. В последние годы было много дефолтов компаний, экономическая ситуация не располагает к рискованным инвестициям. Почему в вас поверили?
— На Московской бирже три списка эмитентов. Мы — в третьем, где все небольшие компании. На бирже миллионы инвесторов. Некоторые предпочитают диверсифицировать свой портфель не только по степени риска, но и по отраслям. А еще инвестору важны доходность и ликвидность. Если ориентироваться только на степень риска, можно всю жизнь просидеть в ОФЗ. На Московской бирже Bright Fit — единственная компания из сферы фитнеса. Предположу, что это вызывает интерес у ряда инвесторов — и они покупают наши облигации, пусть даже их доля в портфелях невелика.
Кроме того, фитнес — очень устойчивый рынок для профессиональных компаний, способных развиваться «вдолгую». Это молодая отрасль, старейшей в России компании World Class всего 25 лет. Емкость рынка фитнеса в России — порядка $2 млрд. Его масштаб несопоставим с Европой или США. Я убежден, мы повторим путь других цивилизованных стран, и отечественная фитнес-индустрия будет расти.
А для развития собственного бизнеса нам необходимо привлечь инвестиции по приемлемой ставке — через облигации. 12,00%-13,75% — это нормальная ставка. Да, некоторые могут получить деньги в Сбербанке под 9-10%, но Bright Fit — не сырьевая компания и не промышленный гигант. В этом году наш оборот составит порядка 850 млн руб., в следующем году превысит 1 млрд руб. Для сферы фитнеса это очень хороший показатель.
Конечно, за пределами Свердловской области мы пока недостаточно хорошо известны. При этом мы уже сделали первые шаги: в 2017 году был открыт клуб в Тюмени, а в 2018-м — в Красноярске (сейчас там два клуба). Так что известность — дело наживное. Главное — качественно и с душой делать свое дело.
Было выдвинуто смелое предположение, что вы будете активно продвигать облигации среди клиентов…
— Было бы глупо и смешно стоять в стыдливой позе: у нас есть облигации, но мы никому о них не расскажем. Мы будем использовать все каналы продвижения, обязательно проинформируем всех о нашем выпуске, и что мы первая фитнес-компания, размещающая облигации. Каждый, кто нас знает — а мы на рынке восьмой год, — может инвестировать в наш бизнес. И после окончания размещения дебютного выпуска мы будем готовить второй выпуск биржевых облигаций.
У сети Bright Fit 34 тыс. клиентов, до сих пор мы не сообщали им об облигациях, но сделаем это через собственное корпоративное издание, и не только через него.
Вы спокойно рассказываете о своих ошибках, например, что открытие нового клуба обошлось дороже, чем планировали. Не боитесь, что такая информация может насторожить потенциальных инвесторов?
— Нет. Я уверен, что честность, откровенное признание ошибок и полученный опыт вызывают больше доверия, чем красивая глянцевая картинка, транслируемая вовне. Кроме того, у компании есть запас прочности, который позволяет ей своевременно исполнять свои финансовые обязательства перед партнерами, контрагентами и инвесторами.
Выступали ли в роли частного инвестора до выпуска облигаций? Насколько успешно?
— Несколько лет назад я открыл (индивидуальный инвестиционный счет) ИИС. Считаю его хорошим инструментом, хоть и не получил феерической доходности, зато получил налоговый вычет на доход. На ценных бумагах некоторых компаний удалось хорошо заработать (Сбербанк), на других — нет. Самым большим разочарованием стали акции сети «Магнит». Сейчас у меня новый ИИС, нетрудно догадаться, какие ценные бумаги войдут в мой инвестпортфель.