Советник президента Сергей Глазьев написал письмо Алексею Кудрину. В нем критикуется курс, разработанный для России Центром стратегических разработок (ЦСР).
По мнению Сергея Глазьева, доклад об источниках экономического роста, который был подготовлен ЦСР под руководством бывшего министра финансов Алексея Кудрина, построен на «широко распространенных заблуждениях». «Газета.ру» публикует некоторые выдержки из письма Глазьева Кудрину.
1. Инфляция и ее влияние на экономический рост
«Дорогой Алексей, твои предложения о бюджетной консолидации и ограничении дефицита 1% ВВП основываются на упрощенном представлении о линейной прямой зависимости между приростом денежной массы и инфляцией. В действительности эта зависимость носит немонотонный и нелинейный характер», — пишет Глазьев.
По словам советника президента, снизить инфляцию до 4%, которых хочет добиться Центробанк к 2017 году, не получится. Дело в том, что экономика страны демонетезирована. В таких условиях, инфляция растет при сокращении денежной массы, а снижается, напротив, с ее ростом.
«В условиях падения производства и инвестиций добиться снижения инфляции можно только путем сокращения доходов, что влечет углубление кризиса, деградацию экономики и падение уровня жизни населения. Именно к таким последствиям приведет реализация твоих предложений», — говорит Сергей Глазьев.
2. Инфляция и экономический рост: какая зависимость?
Сергей Глазьев уверен: Алексей Кудрин заблуждается, когда говорит об обратной зависимости инфляции и росте ВВП. По словам советника президента, существует множество исследований, доказывающих отсутствие такой зависимости в пределах умеренной инфляции.
«Для каждого состояния экономики существует свой оптимальный уровень инфляции: чем хуже качество управления экономикой и «чем примитивнее ее структура», тем выше этот уровень. «У нас он, к сожалению, превышает 4%, поэтому попытки его достичь будут неизбежно сопровождаться падением производства и, соответственно, сохранением высокой инфляции. То есть в рамках предлагаемой тобой программы этот уровень может оказаться в принципе недостижимым», — отмечает Глазьев.
3. Надо включить печатный станок
В этом году показатели по дефициту бюджета превышают 3% ВВП. Чтобы исправить ситуацию Глазьев предлагает «включить печатный станок», а не отказываться от денежной эмиссии. Это, по его словам, есть «непонимание природы современных денег».
Появление на свет программы Кудрина и Центра стратегических разработок – это наивная вера в теорию рыночного равновесия.
«На самом деле современная экономика никогда не достигает точки равновесия и даже не стремится к ней», — считает Глазьев.
Чем менее развит финансовый рынок, тем большее значение имеет кредитная эмиссия для обеспечения экономического роста. «Все скачки из отсталости в лидеры» сопровождаются опережающим ростом кредитной эмиссии для финансирования инвестиций, убеждает президентский советник.
«Недооценка значения кредита для финансирования инновационной и инвестиционной активности связана с наивной верой в теорию рыночного равновесия.
А если и достигает, то останавливается в своем развитии, как это происходит в нынешнем состоянии стагфляционной ловушки (экономический спад при росте цен).
4. Необходимо наращивать инвестиционную активность
Во всем мире наблюдается процесс перехода к новому высокотехнологическому укладу. Ведущие страны быстро наращивают объемы денежной эмиссии, организовывая предоставление долгосрочных кредитов под символический процент. Главной задачей денежно-кредитной политики должна стать максимизация инвестиционной активности. Однако в российской экономике происходит все с точностью, да наоборот.
5. Делайте выводы
Глазьев считает, что команда Кудрина не извлекла уроков «из сделанных ошибок при переходе к таргетированию инфляции в части освобождения курса рубля в свободное плавание».
«Дезориентированные вследствие неопределенности курса рубля предприятия реального сектора не воспользовались в полной мере возможностями импортозамещения, а валютный сегмент Московской биржи стал главным центром генерирования прибыли за счет манипуляций с курсом рубля», — пишет Сергей Глазьев.
По мнению советника президента, задача номер один – это избавиться от всех заблуждений, которые диктуются так называемыми экспертами.
«Дорогой Алексей, если не избавиться от перечисленных заблуждений, которые весьма распространены в среде наших малообразованных экспертов, наспех учившихся по популярным учебникам и слепо доверяющих рекомендациям МВФ, то разработать программу экономического роста твоя группа не сможет», — резюмирует Сергей Глазьев.
Как ранее писал DK.RU, разработка основных положений программы экономического развития России завершится к лету 2017 года. Экономисты намерены провести ряд встреч с главой государства, чтобы учесть его предложения и оценить реакцию на разработки.